Ян Стен. Школьный учитель
Образование — это не обучение и воспитание, а воспитание и обучение, заявил министр просвещения Сергей Кравцов 19 июня в ходе рабочего совещания в Государственной думе по проекту федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».
Кравцов сообщил, что раньше воспитанием занималась только семья, а теперь оно, согласно законопроекту, возвращается в школу. Он утверждает, что нельзя допустить, чтобы в семье и школе воспитывали ребенка по-разному: «Нельзя разрывать процесс воспитания в семье и в школе. Чтобы в семье воспитывали по-одному, в школе по-другому, а потом опять в семье по-третьему. Это должен быть неразрывный процесс».
Министр добавил, что теперь проблема ответственности за воспитание будет решена законодательно: «Если воспитание идет только в семье, отвечает семья, а школа — нет, то возникают многие проблемы. Законопроект решает эту проблему на законодательном уровне».
Глава Минпросвещения пояснил, что роль воспитания становится решающей: «Образование — это не обучение и воспитание, а воспитание и обучение. По закону воспитание стоит на первом месте».
Ранее, 21 мая, президент России Владимир Путин направил в Госдуму поправки в закон об образовании, подчеркивающие важность процесса воспитания.
Напомним, 21 мая на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции Путин, обсуждая изменения в системе образования, дал оценку ситуации вокруг вынужденного дистанционного образования. Он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное, как «откровенную провокацию». Президент предложил внести в закон об образовании поправки, которые ставят цель «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Комментарий РВС
По сути, поправки о воспитании ничего нового не принесут в школу — идеологии, которая задавала нравственные нормы, там как не было, так и не будет. Идеологическая составляющая была изъята из воспитания в постсоветской школе, но само воспитание формально осталось. Остались должности, связанные с воспитанием: завуч по воспитательной работе, социальные педагоги, педагоги-организаторы, классные руководители и воспитатели групп продленного дня. Более того, есть соответствующие планы воспитательной работы.
Создается впечатление, что поправки в «Закон об образовании», касающиеся воспитания, являются «дымовой завесой». Они призваны отвлечь и успокоить население, возмущенное внедрением «дистанционки» в школах под предлогом борьбы с пандемией.