Высшая школа экономики выяснит, как «прилепить» школьников к гаджетам


Пока большинство родителей озабочены тем, чтобы оторвать школьников от компьютеров и телефонов, Высшая школа экономики (ВШЭ) решает обратную задачу. Планы по запуску в 2021 году совместного исследовательского проекта Института образования НИУ ВШЭ и онлайн-платформы Учи.ру, нацеленного на повышение вовлеченности детей в онлайн- и дистанционное обучение, озвучила старший продуктовый менеджер и руководитель стипендиальной программы Учи.ру Диана Колесникова, 29 декабря пишут Ведомости.

Проблема, которую пытаются решить специалисты Института образования НИУ ВШЭ, связана с тем, что ученики за компьютером и смартфоном легче теряют концентрацию, чаще отвлекаются и из-за этого теряют интерес к учебе. По их мнению, совершенствование технологий может стать ключом к решению этой проблемы.

ВШЭ намерена привлечь аспирантов для исследовательского проекта, который позволит найти новые технологии обучения, чтобы повысить вовлеченность школьников. Для проведения научных исследований аспирантам будут переданы анонимизированные данные об обучении детей на платформе Учи.ру из случайной выборки учеников.

Чтобы повысить вовлеченность аспиранты изучат геймефикацию (превращение онлайн-учебы в нечто вроде компьютерной игры) и взаимодействие детей в цифровой образовательной среде.

«Мы, как крупнейшая образовательная онлайн-платформа для школьников, много внимания уделяем вопросам мотивации. С 2012 года мы уже выработали успешные механики вовлечения учеников и удержания их интереса во время онлайн-обучения, однако продолжаем искать новые методики», - сказала Колесникова.

Комментарий РВС

Существуют объективные причины, почему дети легче теряют концентрацию во время онлайн-обучения. Исследования ученых из разных стран показали превосходство бумажных книг перед электронными. Людям, которые читают с экрана, требуется прочитать текст большее число раз для усвоения материала. Более того, прочитанное из бумажной книги, гораздо дольше сохраняется в памяти. Детям объективно тяжелее учиться с экрана, и этот недостаток онлайн-обучения, который никакие технологии вовлечения решить не могут. 

Низкое качество онлайн-обучения, подтвержденное опытом не только России, но и других стран, является важной, но далеко не единственной проблемой. От родителей, учителей и медиков поступают сигналы о том, какое негативное влияние оказывает дистанционка на физическое и психическое здоровье детей. Об этом же говорят научные исследования из разных стран. 

Однако, о здоровье детей вопрос не ставится – будто бы он и не важен совсем. Вопрос ставится о том, как заставить ребенка дольше сидеть тупо уткнувшись в экран смартфона или компьютера. Это наглядно показывает «заботу» цифровизаторов о детях. Если родители и учителя сами не поднимут громко вопрос о вреде онлайн формата для здоровья детей, никто его не поднимет. 

Весьма показательно также, что цифровые учебные платформы собирают данные о поведении детей, и готовы передавать эти данные в руки посторонних людей. Раз аспирантам ВШЭ ставится задача изучить взаимодействие детей на учебной платформе, значит им будут переданы соответствующие данные. Знали ли дети, работая с этой платформой, что каждый их шаг записывается? Спросил ли кто-то родителей, хотят ли они, чтобы эти данные сохранялись и передавались третьим лицам?