Роль учителей и педагогов высшей школы претерпевает серьезные изменения. Обэтом заявил министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков 14 февраля на Гайдаровском форуме.
На дискуссии «Профессиональная и социальная успешность. Школа и вуз – чей вклад весомее?», прошедшей на площадке РАНХиГС, Валерий Фальков вместе с министром просвещения Сергеем Кравцовым обсуждали роль педагога в 21 веке.
«Общим местом сегодня является утверждение, что роль учителя в школе и преподавателя в университете изменилась. Он конечно уже не обладает монополией на знания. Сейчас происходит осмысление этого», – заявил Валерий Фальков.
Для того, чтобы педагогов ценили, они должны стать другими, измениться, считает глава Минобрнауки. «Они должны стать в первую очередь интересными», «выходить за рамки стандартного поведения», нежели «читать лекции по конспекту», заявил он.
Комментарий РВС
В ходе дискуссии оба министра как мантру повторяли слова про то, как важен учитель в образовательном процессе. Они таким образом успокаивают родителей, обеспокоенных тем, что учителей изымают из образовательного процесса. Но тут важно понимать, что как в искусно сплетаемые словесные кружева вплетается нечто принципиально важное. А именно слова о том, учитель больше не обладает монополией на знания. Вопрос: а кто тогда также имеет право транслировать знания детям в классе? Ученики? Этот вариант «усвоения» «знаний» активно продвигает Герман Греф, заявивший, что дети сами должны по электронным пособиям проходить темы, а затем те же электронные пособия будут тестировать детей. Действительно, в таком случае у учителя не то что монополии, у него вообще не будет права передавать детям знания. И вообще, просто представьте себе процесс обучения, при котором дети знают, что стоящий перед ними учитель, рассказывающий урок (или, что еще важнее, проверяющий уровень знаний ученика), не «обладает монополией на знания». Они будут слушать учителя, и как-то соотноситься с выставляемыми им оценками? Когда педагог начисто лишен авторитета, он не способен ни давать знания, ни воспитывать детей. А вот стать неким «интересным» клоуном, который будет развлекать детей, он конечно, может. Только это уже не будет настоящий педагог.
Но учитель с его авторитетом не нужен, если знания будет давать так любимый нашими цифровизаторами искусственный интеллект. Этот вариант (он естественным образом является продолжением предыдущего) озвучивал один из главных реформаторов российского образования - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Эта дискуссия двух министров еще раз показала, что процесс цифровизации неуклонно будет сопровождаться изъятием учителей из образования.