Развитие алгоритмов искусственного интеллекта привело к тому, что ИИ зачастую лучше справляется с различными тестами, чем человек. В этом смысле можно говорить не только о совершенстве вычислительной техники и программ, но и о несовершенстве человека и тестов. Проверка ИИ от Яндекса на таком тесте, как ЕГЭ, лишь подтвердила этот тезис. Более того, она скорее похожа на рекламу от коммерческой компании или пропаганду цифровизации.
Всё банально донельзя. Разработчики ИИ хвалят свои алгоритмы, учёные мужи говорят о важности внедрения ИИ в образование и о необходимости совершенствования ЕГЭ, а чиновники от образования — о том, что на ЕГЭ школьников с гаджетами не пускают и нечего опасаться применения выпускниками ИИ.
Но «экспертов» интересует не сам процесс образования как таковой, а возможность заработать на нём и собственная значимость. В итоге ЕГЭ и ИИ как-то мирно «уживаются» друг с другом, а человек остаётся за скобками, вне фокуса внимания.
Между тем ему для успешной сдачи ЕГЭ требуется шаблонное мышление. В отличие от человека, далеко не всегда наделенного феноменальной памятью или прилежанием в освоении наук, вычислительная мощь современного компьютера позволяет быстро и эффективно подобрать оптимальный вариант ответа из всех возможных, выводя ИИ вперёд в этом соревновании «интеллектов».
Казалось бы, стоит отказаться от тестов в школе и проблема «превосходства» ИИ над средним учеником будет решена, однако постсоветская действительность не оставляет шансов. Современность, насквозь пропитанная товарно-денежными отношениями, организована по принципу «люди — это новая нефть».
Школа уже с готовностью берёт деньги за дополнительные занятия с учеником, а учителя подрабатывают репетиторством для подготовки учеников к сдаче ЕГЭ. В условиях тотальной коммерциализации знания, полученные школьниками, стали напрямую соотноситься с толщиной кошелька их родителей.
Сегодня у преподавателя, проверяющего знания у выпускника школы или у абитуриента вуза, вполне естественно возникает соблазн «монетизировать» этот процесс. Введение «обезличенного» ЕГЭ таким образом просто становится неизбежным со всеми вытекающими последствиями в виде победы ИИ над «середнячком».