Процедуру медиации планируют ввести в КоАП и УПК

Положения о медиации – процедуре примирения предлагают ввести в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях участники «III всероссийского совещания организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», прошедшего в Уфе. Об этом 9 ноября сообщило агентство новостей «Интерфакс-Поволжье».
 
Совещание выработало резолюцию, согласно которой процедуры медиации предлагают добавить в Уголовно-процессуальный кодекс и КоАП и сделать их обязательной частью производств по административным и уголовным делам. В законодательство планируется ввести положения о статусе медиатора и о правовых последствиях медиативного соглашения.
 
Начальник управления организации правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства МВД России Елена Новосельцева считает, что статья Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующая прекращение уголовного дела за примирением сторон, понимается несовершеннолетними как возможность избежать наказания. «Из 25 тыс. несовершеннолетних, которые привлекались к уголовной ответственности, в отношении которых возбуждались уголовные дела, судебные решения о привлечении к уголовной ответственности приняты в отношении 11,5 тыс. Значит, по порядка 13 тыс. (подростков) уголовные дела были прекращены по каким-либо основаниям. (...) Может быть, если решается вопрос о примирении сторон, то необходимо (службам медиации - ИФ) ребенку разъяснить, что это не прощение, это все-таки его ответственность», - объяснила представитель службы МВД.
 
Положение действующего закона о том, что дети, не достигшие шестнадцати лет, не подлежат административной ответственности, Елена Новосельцева назвала «декриминализацией законодательства» в отношении подростков. Выход она видит в том, чтобы поручить работу с такими случаями службе медиации: «иначе школы будут задыхаться от количества побоев детьми, не достигшими возраста административной ответственности».
 
Совещание в Уфе поддержало Минобрнауки РФ, свое видеообращение собравшимся отправила заместитель председателя Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Голодец.
 
По данным Елены Новосельцевой, в России существует около 15 тыс. служб примирения конфликтующих сторон.
 
Напомним, что медиация это посредничество в спорах, при котором примиряющий, не предлагая своих решений и не принимая точки зрения ни одной из сторон, помогает спорщикам прийти к соглашению. Соглашение является главной целью, остальное: искреннее примирение сторон, восстановление отношений между ними – возможные, но скорее побочные эффекты. Службы медиации сами говорят о себе, что они: «никого не стараются сделать крайним в конфликте, и модель «он прав, а ты виноват» исключена». В таком подходе нет правых, есть только виноватые, например, и мальчик, у которого украли телефон, и вымогатель. У обеих сторон равные права, например, у оскорбленного учителя и у малолетнего хама. Поэтому «взять на себя ответственность» за случившееся должны обе стороны. Такой подход размывает, понятия дурных и хороших поступков и понятие справедливости в сознании детей.


Кроме того, внедрение новой технологии примирения на законодательном уровне вызвано намерением правительства повысить госпошлины на суды. Пока расходы на содержание судебной системы в равных долях распределяются между всеми налогоплательщиками, бремя государственной пошлины и прочих судебных издержек относительно невелико. Однако это социальное завоевание прошлой эпохи может кануть в лету, как и все остальные (бесплатная медицина и образование). В таком случае расходы по умиротворению конфликтов лягут на тяжущиеся стороны, а защита прав в суде для простых смертных станет финансово недоступной роскошью. Тогда для них единственным добровольно-вынужденным выходом станет медиация. Но учитывая, что главная цель процедуры - достигнуть соглашения, а не добиться справедливого решения конфликта, то каким же способом в данных условиях приходить к разрешению конфликта большинству населения - самосудом или кулачным боем?


Если медиация станет обязательной процедурой перед подачей иска в суд, расходы за нее также понесут сами граждане. По закону госслужащие не могут быть медиаторами, а значит в ряду госуслуг процедура примирения фигурировать не будет, предоставлять ее, скорее всего, станут частные медиаторы.


Медиацию, как и все остальные демократические новшества, российские «прогрессоры» позаимствовали с Запада, где такие досудебные способы решения гражданских конфликтов применялись при бракоразводных процессах, спорах наемных работников и работодателей, а также споров гражданского общества и властей. В России в 2010 году Дмитрий Медведев поддержал законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», призванный стимулировать развитие в России института медиации. В июне 2012 года была принята печально известная среди защитников семьи «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». В плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации этой стратегии фигурировали такие пункты, как внедрение в широкую практику восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, а также развитие школьных служб примирения. В 2013 году Минобрнауки утвердил свои «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях». В июле 2014 года утверждена Концепция развития сети служб медиации для несовершеннолетних.


Подробнее о медиации читайте в наших статьях:


http://r-v-s.su/novosti/2014/primirenie-vmesto-pravosudiya#hcq=0XMs82q
http://r-v-s.su/novosti/2014/doloy-shkolnyy-avtoritarizm
http://r-v-s.su/novosti/2013/pikantnoe-blyudo-pod-nazvaniem-mediaciya
http://r-v-s.su/statia/shkolnye-sluzhby-mediacii-otmenyayut-razlichenie-dobra-i-zla