Ректор МГУ Виктор Садовничий назвал ошибкой переход высшего образования в РФ на Болонскую систему

Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес», назвал ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования и предложил вернуться к пятилетнему обучению, пишет Учительская Газета.

«Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе», — передает слова Виктора Садовничего ТАСС.

Болонская система предполагает, в частности, обучение в течение четырех лет в бакалавриате и два года в магистратуре. По словам ректора МГУ, Европа «сделала свое дело» — унифицировала профессиональные стандарты и построила соответствующим образом образование. «К сожалению, мы перенесли это четырехлетнее образование, сейчас оно уже в некоторых случаях и трехлетнее, на нашу высшую школу», — отметил руководитель вуза. Он добавил, что в ходе такого обучения предмет изучения становится очень общим.

«Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты», — подчеркнул Виктор Садовничий.

Ректор также напомнил: «Три года назад президент страны дал поручение предусмотреть обязательный учет положений профессиональных стандартов среднего профессионального образования при формировании стандартов высшего образования, то есть сопрячь». Однако, по его словам, задача по сопряжению образовательных стандартов для колледжей и вузов решается неудовлетворительно.

Виктор Садовничий рассказал, что обратился с просьбой пристально следить за этим процессом в Минобрнауки. «Мы поставили этот вопрос перед министерством, перед соответствующими органами. Надо в ближайшее время подумать, как готовить высшее образование и профессиональное и быть первыми», — цитирует ректора МГУ ТАСС.

_______

КОММЕНТАРИЙ РВС
Напомним, что Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году. Формальной целью присоединения к ней было сближение систем образования России и Запада. Сближение обернулось разрушительными для отечественного образования последствиями: сокращено время преподавания общетеоретических дисциплин. В результате студенты получают слабый фундамент теоретических знаний, не позволяющий успешно надстраивать более высокие этажи. Облегчена «утечка мозгов» на Запад.

Европейские страны еще в 2011-2012 гг. признали несовершенство Болонской системы. Мариястелла Джелмини — прежний министр образования, университетов и исследований Италии, заявляла, что Италия и Европа в целом испытали кадровые трудности в связи с введением трехлетнего бакалавриата. Так как уровень образования бакалавров таков, что они не могут найти себе места ни в науке, ни в экономике. А промышленность Италии уже начала ощущать дефицит инженерно-технических кадров. «Полагаю, следует делать ставку на 5 лет, и такое отношение к Болонскому процессу разделяют другие страны Европы», — сказала во время визита в МГУ М. Джелмини. Президент Германской конференции ректоров Хорст Хипплер в интервью Süddeutsche Zeitung от 2012 года говорил, что работодатели недовольны реформой. Они жалуются на низкий уровень знаний выпускников. 

Напомним, что системы образования в Европе и в России (и в СССР) формировались принципиально разными путями. В Европе государство минимально вмешивалось в систему образования. Каждая территория внутри государства (земля, графство и так далее), а зачастую даже и каждое учебное заведение могли формировать свою учебную программу. В СССР же была создана централизованная система государственного регулирования с единым видом учебных заведений, единой и наследуемой учебной программой. Эта централизованная модель обеспечивала значительно более качественный результат, чем разрозненная европейская.

С принятием Болонской системы в единую централизованную систему образования были внедрены модули децентрализации. Такое внедрение стало мощным оружием против тогда вполне качественного российского образования.

Следует отметить, что по итогам опроса населения АКСИО-6 (2015 г.) 78,9% опрошенных высказались против Болонской системы в РФ.