Эксперт: антибиотики младенцам не только полезны, но и вредны

Широкое применение антибиотиков при выхаживании недоношенных младенцев может принести больше вреда, чем пользы, заявила молекулярный биолог и главный редактор научного журнала American Scientist Марла Бродфут в журнале Science, 9 апреля сообщает ИА Красная Весна.

Бродфут подкрепляет свое мнение опытом современных медиков и ученых. По новейшим данным, применение антибиотиков при выхаживании младенцев повышает риск астмы, ожирения, а также некоторых аутоиммунных заболеваний в сознательном возрасте. «Мы начинаем понимать, что риск при назначении антибиотиков [недоношенным младенцам] может перевешивать пользу», — говорит неонатолог Джозеф Нью из университета Флориды (США). С ним соглашается Рейчел Гринберг из университета Дьюка в Северной Каролине (США): «Мы готовы изменить свой взгляд на проблему, чтобы побороть веру в полную безопасность антибиотиков».

Кроме того, Бродфут сослалась на исследование иммунолога Гаутама Дантаса из университета Вашингтона в Сент-Луисе. Он недавно обнаружил, что у младенцев, которых выхаживали по стандартной схеме, в кишечной микрофлоре на всю жизнь закреплялись патогенные микроорганизмы, устойчивые к антибиотикам.

В итоге автор статьи пришла к выводу, что антибиотики нельзя рекомендовать по умолчанию всем младенцам, родившимся прежде срока, как это принято до сих пор. По ее словам, это должны осознать и врачи, которые привыкли назначать антибиотики «при первых симптомах заболевания» из-за боязни, что «ребенок умрет у них на глазах» от инфекции.

Отметим, что антибиотики широко применяются для защиты преждевременно родившихся младенцев от бактериальных инфекций, перед которыми их организм практически беззащитен. Больше всего новорожденным при выхаживании угрожает сепсис и стрептококки группы B.

Против грамнегативных бактерий (имеющих двуслойную клеточную мембрану) чаще всего используют гентамицин, а против грамположительных микроорганизмов (с однослойной клеточной мембраной) — ванкомицин. Также в ходу ампициллин — антибиотик широкого спектра действия, который нейтрализует большинство бактерий вне зависимости от их принадлежности к одной из этих групп.

Западная медицина считает, что вред антибиотиков для кишечной микрофлоры преувеличен, коль скоро речь идет о взрослых людях. Однако у 24–28 недельных новорожденных заселение организма бактериями только начинается. Бесконтрольное применение антибиотиков препятствует естественной «колонизации» младенческого кишечника микроорганизмами, что в перспективе приводит к сбоям в иммунной системе ребенка и сопутствующим заболеваниям. Кроме того, антибиотики могут даже повышать риск некоторых инфекций (например, грибковых), с которыми «на бумаге» призваны бороться.

Комментарий редакции

Ситуация с бесконтрольным использованием антибиотиков при выхаживании недоношенных младенцев — наглядное свидетельство того, что ни о каком индивидуальном подходе, которым якобы славится западное здравоохранение, говорить не приходится. Все разговоры о персонализированной медицине, которая учтет уникальные особенности каждого пациента, пока что остаются благими пожеланиями. Среди западных врачей бытует тот же самый недостаток, за который принято укорять российских медработников — гипертрофированное стремление действовать по инструкции и назначать лекарства машинально, даже если без них можно обойтись.