Новосибирск: как изменить региональное школьное образование?

Обсуждение возможностей и путей развития современных образовательных институтов в Новосибирской области открыто 19 февраля в новосибирском Академгородке, сообщает корреспондент ИА Красная весна из «Точки кипения» — дискуссионной площадки Агентства стратегических инициатив.
 
Инициаторами двухдневной «Стратегической сессии» выступили методологи, руководители «новаторских» школ города — «Нашей школы», «Умки», «Научилуса». В мероприятии участвуют педагоги, работники управления образованием, представители научной и родительской общественности.
 
Ведущий мероприятия профессор Новосибирского государственного университета экономики и управления д. ф. н. С. А. Смирнов назвал его задачей проектирование изменений в региональной системе образования. «На одной лишь инициативе ничего не построишь, нужны институциональные изменения», — подчеркнул он. — «У региона есть свои проблемы позиционирования в стране и в мире. Задача — не в том, чтобы сочинить толстый текст под названием «Стратегия» и положить его на полку, а в том, чтобы договориться о правилах игры».
 
Среди примеров современных вызовов, на которые нужно искать ответы, С. А. Смирнов назвал отсутствие у нас «виртуальной педагогики», а также наличие такой вещи как «умный гаджет», который становится для ребёнка то ли игрушкой, то ли средством порабощения — а может стать средством развития».
 
Под занавес первого дня дискуссия вышла на вопрос об общих задачах и ценностях образования. О том, что образование не может сводиться к запросу родителя или тем более ученика к системе, а должно выполнять общественную функцию трансляции культуры, заявил представитель «Родительского Всероссийского Сопротивления» Александр Коваленин.
 
Он высказал ряд требований к общему образованию из Резолюции II Съезда этой организации: образование «должно как минимум быть: всеобщим — без разделения по уровням, профилям и по достатку родителей; гармоничным — развивающим одновременно и ум, и чувства, и волю обучаемых, и их интеллект, и их ценностные представления; фундаментальным, а не обслуживающим только сегодняшние практические нужды; комплексным и системным, дающим целостную картину мира, а не обрывки знаний».
 
Из этого, продолжил он от имени рабочей группы сессии, вытекает необходимость высокого уровня требований к образовательному результату и контроля результата, а не процесса, что позволит ракрепостить школу, дать широкую методическую свободу учителю.
 
Этому взгляду противостояли представления образовательной парадигмы, упирающей на свободу не в творчестве учителя, а в выборе самим учеником (самостоятельно или с помощью взрослых), что ему надо, а что не надо изучать. Такой выбор мотивируется или представлениями ребёнка о нужности предмета для его будущего, либо его склонностью к тому, а не другому предмету.
 
Напомним, в Новосибирске целый ряд школ активно внедряют технологии заочного и дистанционного обучения, индивидуальных образовательных траекторий. В этом качестве они становятся привлекательны и для учащихся из других регионов.
 
При этом многие практические вопросы оказываются недостаточно урегулированными законодательством, в том числе проблемы выделения средств на обучение из регионального бюджета, что уже приводило к непониманию между школами и звеном управления.