В октябре текущего года состоялось очередное заседание Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. По его итогам правительству поручено разработать комплекс мер по популяризации и повышению статуса профессии учителя в России. Такое поручение дал президент Владимир Путин, и не позднее 1 апреля 2020 года оно должно быть выполнено.
Как сообщает «Учительская газета», данный комплекс мер, в числе прочего, предусматривает государственную поддержку создания и распространения кино- и видеопродукции, направленной на повышение общественного статуса педагога. Также планируется уделить самое пристальное внимание психологическому сопровождению учителей, родителей и учеников, обеспечить педагогам возможность регулярно повышать свою квалификацию.
Пока чиновники трудятся над выполнением президентского поручения, чтобы отчитаться о результатах уже 1 февраля 2020 года, мы пообщались с несколькими педагогами российских общеобразовательных школ и специализированных учебных заведений. Цель беседы — выяснить, что вкладывают сами учителя в понятие «общественный статус» и какой именно помощи хотели бы от государства.
Анастасия Д. — преподаватель изобразительного искусства в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района Санкт-Петербурга. Работу свою любит, на каждый урок идет с радостью, и это при том, что ученики ей достались непростые, требующие особого педагогического таланта. Тем не менее, наша собеседница все чаще задумывается о поиске другой работы, и вот почему.
Анастасия Д.: Рекламные ролики о том, какие учителя молодцы — это, конечно, здорово, но почему-то ни слова не говорится о финансовой стороне вопроса. Тема финансов достаточно болезненная. Бывает, уговариваешь себя успокоиться, не дергаться, сосредоточиться на детях — ведь ради возможности что-то им дать, помочь раскрыться можно и закрыть глаза на неприятные моменты. Но, увы, позволить себе заниматься благотворительностью я не могу — у меня есть и собственный ребенок, которого нужно обеспечивать, а никто кроме меня этого не сделает. Так что, если найдется более выгодный в финансовом смысле вариант, — выбор будет не в пользу моего нынешнего места работы.
«Выматывает бумажная волокита» и «змеиный клубок»
— Всевозможные отчеты, планы, и тому подобное крючкотворство требуют уймы времени и внутренних ресурсов, — считает Валентина С., преподаватель истории в одной из общеобразовательных школ Ленинградской области.
По мнению нашей собеседницы, это очень выматывает, лишая возможности подходить к профессии творчески, отнимает душевные силы, которые, по-хорошему, следовало бы отдавать детям.
Не добавляют хорошего настроения также сплетни и интриги, разъедающие педагогический коллектив. Валентина — педагог старой закалки. По ее словам, что греха таить, подобное было и раньше, но не столь массово и не так откровенно. Причина же, по ее мнению, кроется в том, что в педагогические вузы сейчас идут те, кто не смог больше никуда поступить. А в идеале должно быть наоборот: чтобы для последующей работы с детьми отбирались лучшие из лучших.
«Полное отсутствие уважения — вот беда»
Низкая зарплата и обилие бумажной работы — далеко не все причины, по которым российским учителям сейчас живется откровенно не сладко.
Петербуржец Виктор Л. — педагог дополнительного образования. Он устроился в одну из школ города на Неве учителем труда, или, как сейчас называют этот предмет, технологии. В начале Виктор с радостью представлял, как будет обучать мальчишек извечным мужским премудростям: сколачиванию табурета или выпиливанию лобзиком. Однако реальность оказалось бесконечно далека от ожиданий.
Во-первых, современным подросткам ручной труд малоинтересен — зачем что-то делать самому, когда можно купить готовое, и если вещь сломалась, ее всегда можно заменить новой!
Однако это еще не самое неприятное. Полное отсутствие уважения — вот главная беда! Во время урока учащиеся позволяли себе расхаживать по классу, «зависать» в телефонах, обращаться к педагогу на «ты».
В итоге, Виктор ушел из школы, проработав всего несколько месяцев, хотя в материальном плане его все вполне устраивало. Вернуть в образовательный процесс воспитательную составляющую — вот то, что, по его мнению, необходимо современной школе как воздух.
Травля учителей со стороны учеников — настоящий бич нашего времени. Эта тема заслуживает более пристального изучения, и мы сейчас не будем слишком углубляться в нее. Но можем подвести некоторые итоги: в силу того, что на учительскую зарплату прожить довольно сложно, очень немногие идут в эту профессию по призванию, а куда чаще выбирают ее по остаточному принципу. Такие люди не в состоянии поддерживать дисциплину на должном уровне, и в результате престиж педагога продолжает катиться вниз…
Хотя бывают и счастливые исключения, о которых мы поговорим в самом конце. Пока же посмотрим, какие шаги для популяризации профессии учителя предпринимаются на местах.
Инициатива регионов
Еще до октябрьского поручения президента Путина Законодательное собрание Ульяновской области приняло законопроект, согласно которому, начиная c 2020 года, молодые учителя, перед тем как ступить на профессиональную стезю, должны будут принести особую клятву. Также вводится нагрудный знак для педагогических работников и несколько градаций внутри профессии: педагог-методист, педагог-исследователь, педагог-наставник. В соответствии с градациями учителя будут получать ежемесячные надбавки к заработной плате.
«Статус педагога складывается из его действий»
Удастся ли ульяновским законотворцам привлечь в педагогические ряды молодых, полных энтузиазма и творческой энергии людей — пока трудно сказать. Тем не менее, несмотря на всю кажущуюся «непрестижность» профессии, такие люди в российских школах есть. Так, петербуржец Федор Т. три раза в неделю ездит в поселок Сусанино Гатчинского района Ленинградской области, где преподает математику в средней школе. Кроме того, ведет секцию фехтования в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
Федор Т.: Статус педагога складывается из его действий, он заключается в умении учить современных детей. О тех учебных заведениях и конкретных учителях, которые делают свою работу на высоком уровне, как в России, так и за рубежом, нужно побольше рассказывать в СМИ. Это поможет и самим педагогам, и обществу в целом глубже осознать важность и нужность данной профессии.
Действительно, тут трудно не согласиться: в любом деле главное — результат, а когда речь идет о передаче знаний подрастающему поколению — тем более. Именно результат определяет то, насколько человек успешен в своей области, и соответственно — его статус, как профессионала.
Однако когда еле сводишь концы с концами, да еще завален рутинной бумажной работой, в которой не видишь смысла — какие уж тут головокружительные результаты! И на том спасибо, если хватает сил сделать все на твердое «хорошо».
Остается надеяться, что непосредственные исполнители президентского поручения учтут конкретные пожелания живых людей, а не отделаются какими-то формальными мероприятиями «для галочки». А ИА Красная Весна с радостью расскажет о профессиональных успехах учителей, на деле ощутивших заботу со стороны государства!