Мы вошли в эпоху постортографизма — критик современного искусства


Облачные врата. Чикаго

Современный этап развития архитектуры настолько отличается от всех предыдущих этапов, что требует нового названия, и это название — постортографизм, об этом 25 марта написал исследователь современного искусства, архитектуры и дизайна, выпускник Йельского университета Аарон Бецки в своей статье «Добро пожаловать в Постортографический век», опубликованной в журнале Американского института архитекторов.

Основой его статьи послужила книга «Сигнал. Изображение. Архитектура.» профессора Гарвардского университета Джона Мэя, изданная в 2019 году. Изложенные в книге идеи о «тектоническом» сдвиге в архитектуре, связанном с развитием компьютерных технологий, могут стать серьезной заявкой для осмысления современности, считает Аарон Бецки.

«В этот мир навязанного порядка и выразительного сопротивления (который больше всего напоминает анализ нашего состояния, предложенный поздним французским философом Анри Лефевром) пришел компьютер, который, как по волшебству, изменил все. Компьютер и связанные с ним устройства не обязательно производят ортогональные проекции, а скорее склонны генерировать свободно плавающие изображения, состоящие из наборов данных, которые бесконечно податливы и чрезвычайно скользки», — пишет Бецки.

Новая архитектурная эра, считает Бецки, коренится в радикально новом отношении к изображению и изображаемому и порождаемой ими революцией в мышлении и восприятии.

«Радикальное отличие современной виртуальной визуализации от предыдущих форм симуляции заключается в том, что она имитирует не конкретные идеи или жесты, но само мышление. Если фотография — это попытка экстериоризировать сетчатку, то современная виртуальная визуализация — это попытка экстериоризировать всю нервную систему целиком... Сегодня мы меняем историческое сознание, сознание ручной механической ортографии на статистическое сознание компьютерных изображений в реальном времени. Необратимо и неизбежно мы оставляем позади время исторического мышления, в котором всякое созерцание и мышление когда-то обрели свой дом», — цитирует Мэя Аарон Бецки.

Новая эра конструирует не только бесконечно подвижную внешнюю среду, но и новый антропологический тип, который ляжет в основу нового общества. Этот новый человек ориентирован не на выявление своей глубинной реальности (как в то верили предыдущие эпохи, начиная с античности — «Познай себя» было написано на вратах Дельфийского храма), а на свободное конструирование внутренней реальности: «Мы должны найти способы превращения нас самих в образ: создать значимое выражение себя в самом процессе создания образа, в тоже время понимая, что наши образы более не значат ничего»,— цитирует Мэя Бецки.

Поясняя фундаментальные принципы архитектуры новой эры, Бецки цитирует вышедшую в прошлом 2019 году книгу Гало Канизареса «Цифровые производства»: «Восприятие пространства экрана как вечно меняющееся, бесконечно глубокое ортографическое пространство может стать продуктивным способом развить наши восприятия виртуальных реальностей».

Постортографическая эра и её архитектура рождаются из отождествления реальной реальности и виртуальной реальности, при котором экономика и надстройка над ней — то есть политика — отождествляются и меняются местами с «хардом» и надстроенным над ним «софтом» современных систем создания виртуальной реальности. Бецки пишет: «Я вполне согласен с утверждением, что погружение в экран и выяснение политической и экономической природы «железа» и «софта» является важным путем для понимания, в какой точке находится современная архитектура».

Бецки подчеркивает, что «постортографическая эра — это не что-то, чего мы должны бояться, но то, что нужно принять».

Исследователь завершает свою статью призывом: «Так давайте смело двигаться вперед в Постортографический мир, пусть и точная формулировка, что такое „постортографический“, и ускользает от нас».

Источник