Фердинанд Ходлер. Отец и сын (фрагмент). 1883
Родители не должны вмешиваться в педагогику, так как это может стать причиной проблем, подобных убийству учителя, показавшему на уроке «карикатуры» на пророка Мухаммеда, заявил министр образования Франции Жан-Мишель Бланке, 25 октября в интервью JDD.
Интервью посвящено национальной программе первого урока после школьных каникул, на котором планируется обсудить «свободу слова» и «право на богохульство» в качестве «республиканских ценностей».
По словам Бланке, день 2 ноября в средней школе будет разбит на «три части», включая подготовку учителей перед уроком, минуту молчания в память о Самюэле Пати и чтения «Письма учителям» деятеля Социалистической партии Жана Жореса.
«Профсоюзы (…) попросили меня дать ясные и точные рамки, чтобы не оставлять учителей в неведении. Эти основы мы будем строить вместе в день начала учебы после каникул, а также в долгосрочной перспективе, в смысле укрепления ценностей республики», — рассказал министр.
Первый этап позволит учителям подготовиться, «что немного задержит начало урока»; второй этап, с участием учеников, будет посвящен подтверждению «принципов школы и республики»; третий этап предполагает ритуал: учеников, учителей и «партнеров школы» соберут во дворе на минуту молчания и чтение письма Жореса.
В начальной школе также пройдет урок, форма которого еще обсуждается, и минута молчания. В детском саду будет организовано «время тишины».
Министр заявил, что в будущем учителям предписывается докладывать обо «всех проблемах, связанных с секуляризмом и насилием» и выразил надежду на то, что смерть Сэмюэля Пати приведет к «коллективному осознанию».
«Проблема также иногда исходит из семей. Поэтому мы должны следовать железному правилу: родители не должны заниматься педагогикой. На любую агрессию родителей последует реакция со стороны учреждения», — пригрозил Бланке.
Также он рассказал о том, что Генеральная инспекция национального образования готовит отчет о «цепочке событий», приведшей к смерти учителя. Отчет будет сделан «в начале следующей недели» и помещен в материалы расследования.
Комментарий РВС
Фразу о «невмешательстве родителей в педагогику» можно понимать двояко: невмешательство в учебный процесс и невмешательство в воспитание ребенка. Первое во французской школе просто невозможно, родители отделены от учебного процесса и не могут на него влиять. Более того, о содержании урока они узнают постфактум, так как обучение гуманитарным предметам проходит не столько по учебнику, сколько на основе ксерокопий материалов, подготовленных учителем на собственное усмотрение.
Значит, в контексте идеологической борьбы, затеянной правительством против «сепаратизма», речь идет о школьном воспитании. Наблюдая за пароксизмами законотворчества (новый «закон о сепаратизме»), отголоски которого прорываются в прессу, как, например, предложение депутата применить к родителям «фундаменталистам» такую меру, как изымание ребенка из семьи, граждане Франции начинают беспокоиться всерьез.
Откровения министра образования лишь подтверждают, что их опасения не напрасны. Предлагаемые меры совсем не похожи на борьбу с радикальным исламизмом, так как задевают все традиционные сообщества Франции, всех тех, кто не разделяет оголтелые либеральные «ценности», навязываемые под именем «республиканских».
Оказалось, что именно эти люди, независимо от вероисповедания, а также примкнувшие к ним атеисты, и представляют опасность для либералов как носители внутреннего «сепаратизма», так как продолжают сохранять и передавать свои ценности детям. Похоже, что в новом мире право на «свободу слова» и «воспитание» на родителей распространяться не будет.
А какое поле деятельности открывается перед системой ювенальной юстиции! Удивляет только, что меры, до боли напоминаующие антиутопию, принимаются в столь ускоренном темпе.