Нейробиологи рассказывают о том, почему онлайн-лекции неэффективны

Французские нейробиологи считают, что онлайн-лекции гораздо мнее эффективны, чем живые лекции  с преподавателем в аудитории. Об этом 2 марта пишет газета Le Monde.

В газете приводятся результаты исследований национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS). Эксперименты, в ходе которых ученые сравнивали уровень эффективности усвоение курсов, преподаваемых дистанционно и вживую, начались еще до пандемии коронавируса.

Сотрудник центра, нейробиолог Шарлот Жакемо, рассказывает, что восприятие и усвоение материала через экран требует больших затрат сил и внимания, чем обсуждение вопроса вживую.

А все потому, что довольно большой поток неявной информации получает невербально – через выражения лица, язык тела, позу.  

Когда эта информация передается через посредника – через экран – она труднее идентифицируется. Кроме того, маленькое встроенное в экран окно с лицом педагога  в Zoom или Teams заставляет слушателей напрягаться и вглядываться в изображение, чтобы получить эти невербальные сигналы лектора.

Важным фактором, снижающим эффективность онлайн-курсом, является отсутствие зрительного контакта с преподавателем. Это также снижает внимание у слушателей. Усугубляет положение и окошечко  с собственным изображением («а достаточно ли серьезно я выгляжу?»), которое сильно отвлекает студента.

Следующий фактор, разрушительно влияющий на процесс восприятия информации, - это рассогласование скорости передачи звука и изображения. Для усвоения этой информации требуется тоже тратить внимание и энергию.

А ведь все это внимание учащиеся могли бы потратить на усвоение содержания курса. Все это приводит к тому, что на дистанте удерживать внимание в течение нескольких часов студенты не могут. На живых занятиях слушать лекции в течение нескольких часов – обычное дело.

Шарлот Жакемо рассказала, что у специалистов появился новый термин «усталость от Zoom», описывающий симптомы психологической истощенности у слушателей, обучающихся ежедневно и часами обучающихся онлайн.

Комментарий РВС
Недавно мы писали о том, что онлайн-обучение, и тем более общение через экран особенно вредно детям. Именно потому, что в ходе такого общения дети не учатся важнейшему для жизни навыку – умению считывать невербальные сигналы понимать воспринимать и понимать невербальные сигналы собеседника. А эта информация, по некоторым данным, предоставляет до 70% всей информации о человеке.  Следовательно, он не учатся понимать других людей, их собственный эмоциональный мир становится беднее, потому что он развивается и становится богаче только при тесном общении с другими людьми.  

Что до онлайн-курсов для взрослых, то как отдельная дополнительная возможность узнать что-то новое они и могут быть хороши. Но называть всерьез эти курсы «образованием» нельзя.