Как натянуть сову социологии на глобус высшего образования в России?


38% российских студентов считают, что программы высших учебных заведений не соответствуют рынку труда. Результаты своего опроса представили аналитики Changellenge, 13 сентября сообщает сетевое издание Мел.

Как сообщили исследователи, 35% опрошенных студентов считают образовательные программы устаревшими. 30% студентов не хватает практических навыков, 27% участников опроса заявили о нехватке навыков коммуникаций, а 29% студентов заявили о невозможности получить опыт работы при прохождении производственной практики.

Сообщается, что в исследовании приняли участие свыше 5 тысяч респондентов из 33 российских вузов. Среди опрошенных были как студенты, так и выпускники, получившие диплом не более двух лет назад.

«Более всего удовлетворены обучением в свое вузе студенты относительно небольших вузов (РЭШ, Иннополис, ВШМ СпбГУ, МФТИ, МГИМО) или специализированных вузов (те же РЭШ, ВШМ СПбГУ, Иннополис, МФТИ, МГИМО, а также ИТМО, МИСИС, РГУНГ) с более однородными программами обучения молодежи», — заявил руководитель Changellenge Андрей Алясов.

Комментарий РВС

Следует отметить, что поскольку на сайте Changellenge не удалось отыскать ни результаты опроса, ни подробное описание методологии исследования, как и по каким параметрам оно проходило, то очень сложно оценить качество этого опроса. 

Зато можно поразмышлять на тему, а для чего его делали. Так, исследователи пишут, что опрос показал неудовлетворенность студентов тем качеством образования, которое они получают в своих вузах, якобы оно не соответствует требованиям рынка труда. С другой стороны нам настойчиво доказывают с помощью других "исследований", что на рынке труда возникает все больший спрос на "обслугу" - грузчиков, курьеров, водителей, продавцов, официантов. Под проводимую в стране тотальную цифровизацию нам настойчиво говорят о дефиците кадров в сфере IT. А в связи с сокращением числа трудовых мигрантов из стран Средней Азии нам также доверительно сообщают о возникшем дефиците в сфере строительства и ЖКХ.

Тем самым, получаются некие информационные клещи, с помощью которых формируется вполне конкретный месседж: "высшее образование никуда не годится, но поскольку нам особо и не нужны высококвалифицированные специалисты, а нужна разнокалиберная обслуга, давайте добьем остатки высшего образования и эх, заживем!". 

Эту тему радостно подхватывают на нижних слоях образовательной пирамиды и начинают говорить, что в школе слишком много задают лишнего, а нужны всего-то строго определенные наборы компетенций, а вовсе не базовые знания. И мы видим, что картина складывается - нас готовят к отказу от качественного среднего и высшего образования, формируя с помощью странной социологии и общественное мнение, и спрос, и предложение.  

Да, образование у нас сейчас и впрямь низкого качества, так что авторам затеи и усердствовать особо не приходится. Но исправлять недостатки образования всегда проще, чем воссоздавать всё заново. Это видно по тому, с каким большим трудом страна изживает до сих пор наследие 90-х, когда сначала уничтожали целые отрасли и институты, а теперь в условиях жесткой конфронтации с Западом их приходится в спешном порядке воссоздавать. И еще неизвестно, удастся ли, учитывая тот факт, что многие носители знаний уже почили в бозе.