В России необходимо внедрять доказательную медицину на практике — профессор


Томас Икинс. Клиника доктора Эгню. 1889

В России необходимо осуществить практическое внедрение доказательной медицины в гигиеническую науку и практику, заявил профессор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова (ПСпГМУ) Александр Карелин 23 ноября на пленарном заседании «Условия развития человеческого потенциала» в ходе XVII конгресса «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».

Профессор Карелин сообщил, что на данный момент они с группой исследователей не нашли определения доказательной медицины в сфере профилактической медицины, поэтому решили ввести свое определение, оговорив, что оно не является окончательным.

«По нашему мнению, доказательная медицина определяется как продуманное, чёткое и беспристрастное использование лучших из имеющихся медицинских доказательств при принятии решения о диагностике факторов окружающей среды и здоровья, разработке мер профилактики и оздоровления для конкретных групп населения и регионов», — сообщил Карелин, указав, что ранее это определение было озвучено в статье в журнале «Гигиена и санитария».

Профессор рассказал, что на данный момент «термины и методы доказательной медицины чрезвычайно редко присутствуют в публикациях по профилактике в нашей литературе». При этом на Западе этот вопрос активно разрабатывается.

«За десять лет в нашей всей литературе было опубликовано всего пять работ по гигиене, где использовались метаанализы. Всего шесть работ где использовались систематические обзоры», — указал Карелин.

Он пояснил, что среди барьеров, препятствующих внедрению доказательной медицины в нашу науку, есть как субъективные, так и объективные. К субъективным причинам профессор отнес низкую информированность, отсутствие мотивации и достаточных знаний и умений у специалистов в области доказательной медицины и биостатистики.

Среди объективных причин — гетерогенность данных, затрудняющая обобщение результатов, «сложность оценки качества не рандомизированных исследований и их совместимости с рандомизированными испытаниями для обобщения фактических данных. Сложность определения временных лагов в системе „среда — здоровье“ и необходимость учёта большого количества конфаундинговых факторов».

Говоря о временных лагах, ученый напомнил о фремингемском исследовании по выявлению факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, которое проводится в США. Смертность стала снижаться лишь через 20 лет после внедрения рекомендаций, подчеркнул профессор.

«На наш взгляд, следует начать с формирования надежных баз данных и критериев для их проверки четкой шкалы иерархии доказательств, требования к разработке и утверждению стандартов и критериев методических рекомендаций, отвечающих лучшим мировым образцам, — заявил Карелин. — И проводить обучение специалистов».

ИА Красная Весна