Биометрия для дистанционки - решение проблемы, которой могло не быть

Правительство дало поручение внедрить сервис по биометрической идентификации студентов на дистанционных экзаменах. Утверждается, что это облегчит сдачу экзаменов и позволит точно определить личность студентов.

На самом деле правительство решает проблему, которую само и создало введением дистанционного образования. До сих пор самым надежным способом идентификации было задействование человека, который знаком с идентифицируемым.

Поэтому пока экзамены у студентов принимали те же преподаватели, которые вели экзамены, проблем не было. А вот когда преподавателей стали по тем или иным причинам устранять от проведения экзаменов, проблема и возникла. И теперь министры с ней героически борются.

Про надежность систем мы уже всё знаем: уже есть пострадавшие, которых идентифицировали как преступников, хотя робот честно признавался, что уверен чуть более чем наполовину. Но как быть с добровольностью?

Сейчас использование биометрии - дело добровольное. Для студентов оно станет добровольно-принудительным? И можно ли будет в принципе отказаться от дистанционного обучения, которое к тому же далеко не всегда может быть использовано в принципе. Врачей уже учат дистанционно, а кто-нибудь задумывался о результатах?

Вспоминается байка про то, как в НАСА долго и изобретательно решали проблему создания ручки, которая сможет писать в невесомости. А советские космонавты не мучились и писали карандашами.

Дистанционное обучение применялось и раньше, например, в виде заочного обучения. Но экзамены надо было сдавать очно - и это обусловлено не только требованиями идентификации, но и тем, что только квалифицированный преподаватель в ходе нормального экзамена (а не тестов) может надежно определить качество знаний студента.

А от качества знаний выпускника зависит безопасность страны в самом широком смысле.