Электронный дневник — это начало приведения в действие плана, крайне сужающего горизонты ребенка и обедняющего его будущее, заявила доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук, член Союза Литераторов РФ Анна Алексеевна Горностаева в интервью, данном 20 сентября общественной организации «Родители России».
По утверждению преподавателя, цифровое портфолио уже введено, но «будет еще хуже». С введением электронного дневника, который обезличивает ребенка, первый шаг сделан.
«Очень многие не понимают, что такое электронный дневник и электронный журнал. А электронный дневник — это нечто, что ребенку не принадлежит. Более того, это то, что не принадлежит даже родителям и ведется кем-то извне, кого мы не знаем: может быть, это учитель, может, департамент, а может быть, вообще третьи лица».
При этом, ведется этот «дневник» вне зависимости от воли ребенка. «Он не может там ничего записать, ничего в нем изменить, он не может даже ничего сохранить», - предупреждает Горностаева.
«Раньше это был документ. Нам говорили: дневник — это лицо ученика. А сейчас это что-то в облаке, в МЭШ, в интернете, и это то, что может меняться помимо нашей воли. Например, оттуда могут исчезать оценки, туда могут оценки добавляться — непонятно в какой момент и непонятно кем, и это всё объясняется техническим сбоем».
То есть такое объяснение, по убеждению Горностаевой, снимает ответственность с кого бы то ни было. Педагог особо подчеркнула: «Электронный дневник — это начало некоей индивидуальной траектории, о которой сейчас много говорят. И когда об этом говорят в позитивном плане, меня это просто удивляет, потому что индивидуальная траектория — это на самом деле сужение горизонтов».
«Индивидуальная траектория — это ограничение, - уверена Горностаева. - Вместо того, чтобы показать ребенку все возможности, которые открываются перед юным человеком в этой жизни, индивидуальная траектория, наоборот, сужает их».
Педагог рассказала и о том, зачем это делается: «Есть определенные заказчики, которые руководят развитием образования (если это можно назвать образованием), которым нужны определенные навыки. Если нужен специалист по наклеиванию марок, зачем этому специалисту иметь представление о Микеланджело, например. Или знать, кто такой Бетховен. Это для него — совершенно лишняя информация. Он должен сидеть и наклеивать марки. Соответственно, с детства его к этому и готовят».