После ухода из Госдумы Оксаны Пушкиной, место лоббистов антисемейных законов какое-то время пустовало. И вот ниша оказалась снова занята: «Новые люди» во главе с Владиславом Даванковым пришли, чтобы продвигать прозападную и антисемейную политику.
Правда, подходы они предприняли старые, уже использовавшиеся. 13 июня были представлены результаты соцопроса, согласно которому 90% граждан России якобы поддержали закон против семейного насилия. Который в глаза не видели.
Об опросе написала РБК со ссылкой на данные опроса, но без публикации подробной информации: какие вопросы задавались, кто на них отвечал и как, и так далее. Согласно результатам опросов только 20% сталкивались с ситуацией, в которой один член семьи применял физическую силу по отношению к другому.
Что подразумевалось под применением физической силы не уточняется. А это важно. Потому что, например, если опросить граждан, которые росли с братьями и сёстрами, то окажется, что большинство с такой ситуацией сталкивались: дети нередко пользуются своими физическими преимуществами, пока не усвоят все правила культурного поведения.
Цифры напоминают избитый миф про «каждую пятую, подвергшуюся насилию», при Даванков, не приводя цифр, давит на эмоции, приводя страшные случаи насилия. А на запущенном «Новыми людьми» сайте даны знакомые цифры про якобы жертв домашнего насилия (только женщин!) и мелким шрифтом внизу стыдливо указано, что это данные, полученные женскими НКО.
То есть мы имеем прямую и незатейливую попытку снова пропихнуть феминистскую повестку в Госдуму. Используются всё те же штампы, что и раньше: множество жертв (цифр не приводится), якобы безразличие полиции, якобы беспомощность судов.
Только хорошо знакомый нам термин «семейно-бытовое насилие» заменён на туманный «cталкинг». Такой вот «ребрендинг» темы.
При этом согласно опросу самих «Новых людей» 52% людей не только не сталкивались с этим явлением в своей семье, но не смогли припомнить таких ситуаций в своей жизни или жизни знакомых. И, несмотря на это, 89% граждан «скорее бы поддержали» закон против домашнего насилия.
Ситуацию поясняет опрос 2019 года, проведенный ВЦИОМ, согласно которому 90% граждан считают домашнее насилие недопустимым. С учётом статистической погрешности, несложно предположить, что это те же 90%.
Российские граждане как не принимали домашнее насилие как норму, так и не принимают. А за закон голосуют как оптимисты: если им говорят, что закон будет против насилия, они соглашаются чтобы он был по принципу «хуже-то не будет».
При этом в 2020 году, когда в общественном пространстве шли баталии по поводу законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», и тема была на слуху у граждан, РВС провела свой опрос и картина получилась более полной, потому что вопрос этот был поставлен в конец анкеты, а предыдущие вопросы позволили самому анкетируемому осмыслить ситуацию с насилием в семьях.
В результате 49,3% граждан заявили, что такой закон в России не нужен (25,4% поддержали). Заодно мы выяснили, что хотя 45%% граждан действительно сталкивались с насилием в семье, часто его наблюдали только 8%, а «чуть ли не ежедневно» — 1%.
В семье родителей насилие любой тяжести не наблюдали 80% граждан, 11% видели «редко», «постоянно или часто» — те же 8%. Полный разбор опроса можно прочитать здесь, из него понятно и как граждане воспринимают насилие, и почему, пусть меньшинство, но всё-таки выступает за такой законопроект.
Всё это выглядит очень беспомощно и вторично. Но это не значит, что угроза принятия закона о вмешательстве в семьи мала.
Посмотрим, удастся ли «новичкам» снова протолкнуть феминистскую тему в Госдуму.