Оценка по поведению — тогда и сейчас

В Минпросвещения заявили о необходимости широко обсудить вопрос введения оценок за поведение:

«Вопрос введения оценки по поведению требует широкого экспертного и общественного обсуждения. Как и любой оценке, ей необходимы соответствующие критерии: как она будет выставляться и кто ее будет определять, например, это будет учитель или классный руководитель. Мы полностью поддерживаем позицию Президента России Владимира Путина, что в случае введения такая оценка должна быть равнозначна другим. После детальной проработки внесем предложение в рамках разработки Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года».

Исходя из предыдущего опыта, сомнительно, что такое обсуждение действительно пройдёт на должном уровне, а не будет представлять из себя междусобойчик тщательно подобранных экспертов.

Тем более что сходу заявлена поддержка позиции Путина, который сказал, что такая оценка должна быть равнозначна другим. Всё это очень напоминает приближение к введению социальных рейтингов под предлогом возвращения к прежним порядкам.

В СССР оценки за поведение не были равноценны обычным и были скорее ориентиром для родителей. А теперь их предлагается использовать как полноценное средство давления на учеников, вплоть до угрозы запрета поступления в вуз.

Ещё один важный момент — это разговоры об объективных критериях таких оценок. В СССР оценка за поведение была именно субъективной, ее ставил учитель, который мог оценить не просто какой-то отдельный поступок по «объективным» критериям, а всё поведение ученика.

Разговоры же про «объективность», на наш взгляд, это просто пролог к тому, что оценки за поведение будет ставить бездушный искусственный интеллект по шаблонам, заложенным в него разработчиками. И этому ИИ, в отличие от учителя, будет совершенно плевать на школьника, которому такая оценка может всю жизнь поломать.