Разговор о главном: «Я!»

Расплевавшись с коммунизмом, власти нашей страны объявили войну коллективизму. Потом выяснилось, что просто для того, чтобы воевать, этот самый безоглядно отброшенный коллективизм нужен, потому что без него невозможны многие виды деятельности, включая военную.

Однако в сфере воспитания, несмотря декларируемый возврат к традиционным ценностям (которые в России существовали на базе общинности), всё по-прежнему. Характерный пример: очередной «Разговор о важном» под названием «С заботой к себе и окружающим».

Коллективизм в занятии упоминается и даже отмечен флажком на обложке, но им там и не пахнет. Само название урока говорит обо всем более чем красноречиво.

Есть Я и окружающие и об окружающих надо заботиться постольку, поскольку это может принести пользу этому Я. В сценарии для 5-7 классов об этом так и говорится:

«Учитель, подводя итоги обсуждения: На примере героев фильма мы увидели, как забота о других может делать нас счастливее, возвращаясь в виде искренней любви и благодарности».

А в пример авторы урока приводят инструкцию для авиапассажиров, в которой при разгерметизации салона говорится, что кислородную маску надо надевать прежде всего на себя, а потом на другого, даже если этот другой — ребенок. В самолете так необходимо поступить потому, что потерявший сознание взрослый человек может не успеть помочь ребенку, для которого потеря сознания от недостатка кислорода, если ему быстро помочь, не станет непоправимой.

И понятно, почему в инструкции подчеркивается необходимость действовать так: любой нормальный человек прежде всего бросится помогать ребенку. Но авторы «разговора» переносят этот пример в обычную жизнь, потому что их собственное «Я» важнее всех остальных, «окружающих».

В нормальной, коллективистской действительности о тех, кто себя ставил на первое место, пренебрежительно говорили «пуп Земли», напоминая, что «"я" — последняя буква в алфавите». В постсоветской действительности этот принцип был отметен, а теперь из единоличников пытаются сделать коллективистов, не отменяя «равнения на Я».

Шансы на построение такого «коллективизма» нулевые.