Про низкий уровень подготовки специалистов сказано уже немало, однако появляются всё новые и новые свидетельства, позволяющие дополнить эту картину, оценить масштаб проблемы. А он огромен.
Вот очередное высказывание, ситуацию описал генеральный директор «Малой нефтяной компании Татарстана» (МНКТ) Тимур Шаймиев:
«Не хватает квалифицированной молодежи. Мы держимся в основном на людях еще советского времени, тех, кто получал образование в Советском Союзе, кто работал в то время. Их знания отличаются от тех, которые дают молодежи сейчас. Нам нужны люди производства, которые знают каждую гаечку, каждый механизм, только с ними можно будет что-то улучшить. К нам приходит много молодых людей, но они неважно подготовлены: много говорят, но мало делают. Мы берем молодежь, пытаемся обучать, но время-то идет. У нас в запасе есть еще лет 10, а потом люди советской эпохи уйдут. Надо готовить им смену, а для этого, на мой взгляд, следует повысить качество подготовки специалистов в вузах».
Тут важно каждое слово человека, который проблему знает не понаслышке и сталкивается с ней постоянно. Во-первых, он четко проводит границу между людьми, получившими образование в СССР и в современной России, где качество образования не просто изменилось, а его последовательно и неуклонно понижали.
На фоне постоянных заявлений о том, что проблемы решаются и качество растет (как недавно на голубом глазу заявил Кравцов), это важное свидетельство.
Во-вторых, Шаймиев описывает портрет работника, который нужен: люди, которые «знают каждую гаечку, каждый механизм». А это не просто какая-то компетенция, не просто объем знаний. Для этого нужно любить свою работу.
А именно это — любовь к труду — и разрушалось все постсоветские годы: высмеивалось, принижалось. Сейчас это пытаются восстановить, а как это восстановишь без идеологии (которая запрещена по Конституции)? И Шаймиев говорит об этом.
Однако какая это должна быть идеология, если коммунистическая, в рамках которой трудящийся выступал ни больше, ни меньше, как коллективный спаситель человечества, была отвергнута? Мантры же про то, что труд почётен не будут работать сами по себе.
Ну, говорят их время от времени — и что? В условиях капитализма эти мантры должны подкрепляться материально, а платить рабочим столько же или даже больше, чем управляющему персоналу пока почти никто не готов.
Наконец, почему был успешен советский рабочий, за счёт неравнодушия и изобретательства которого советская промышленность творила чудеса (мы писали о них)? Не только за счет любви к труду и хорошей подготовки, но и за счет большого кругозора, полученного в средней школе — того, что сейчас уничтожается особенно активно с помощью «профилизации» образования.
И вот мы практически подошли к порогу, за которым людей, имеющих все эти качества, всё меньше, а пополнения не предвидится, так как образование, что бы там Кравцов не говорил, не становится лучше. Детей же ещё и приучают полагаться на компьютеры (искусственный интеллект и т.д.), так они и будут пытаться лазить туда за знаниями по «гаечкам», а это так не работает.
Изменения в образовании должны начинаться с кардинальной перестройки самого подхода к образованию: зачем и для чего оно нужно. Но, судя неизменности команды, которая прокладывает курс отечественного образования, изменений (которые нужны, что называется, «вчера», не предвидится).