Обращение к Председателю Государственной Думы В.В.Володину

РОДИТЕЛЬСКОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Адрес:123001, г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д.22/21, к. 1-2
E-mail: rvs@rvs.su

Тел. 8(800)100-97-24

Исх. № 12 от 23.10.2025

Председателю Государственной Думы

Федерального собрания Российской Федерации

В.В.Володину

 

от Общероссийской общественной

организации защиты семьи

«Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС)

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

16 июля 2025 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесён Проект федерального закона №969143-8«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», разработанный во исполнение решений, принятых в рамках прошедших в Государственной Думе «правительственных часов» 27.11.2024 по вопросу повышения роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства и 11.02.2025 по вопросу разработки Стратегии развития образования в Российской Федерации (Постановления Государственной Думы от 11.12.2024 № 7498-8 ГД, от 18.02.2025 № 7849-8 ГД), на которых обращалось особое внимание на необходимость развития новой модели начального профессионального образования, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров по профессиям рабочих и должностям служащих.

25.09.25 г. законопроект принят в первом чтении. Установлен срок для представления поправок ко второму чтению до 24.10.2025 г.

Экспертами ОООЗС РВС проанализирован указанный законопроект, а также сопутствующие законы и законопроекты, в частности, ПФЗ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования» (https://regulation.gov.ru/projects/161137), которым предлагается продлить эксперимент, проводимый в рамках Федерального закона от 1 апреля 2025 г. № 40-ФЗ «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования» до 2029 года, распространив его на территории Ростовской и Тюменской областей, Республику Татарстан.

В случае принятия обсуждаемого законопроекта №969143-8 в том виде, в котором он был принят в первом чтении, вопрос о фактическом разделении профессионального образования на начальное и среднее не произойдёт, а потому и невозможно говорить о создании и развитии новой модели начального профессионального образования. Навряд ли промышленники дождутся квалифицированных кадров на своих предприятиях.

Между тем, принятие поправок в ФЗ «Об образовании», восстановление в структуре образования начального профессионального образования могло бы кратно увеличить количество работников в производственной сфере. Рабочие профессии и квалификации обучающиеся могли бы получать по сокращённой программе «профессионалитета» в ПТУ, а специальности можно было бы получать желающим по углублённым программам «специалитета» в колледжах и техникумах.

В ходе проведения эксперимента вскрылись глобальные проблемы, требующие осмысления и устранения. Обсуждение эксперимента прошло кулуарно во всех трёх регионах. Общественности ничего не известно об его итогах. Однако, скорость, с которой принимаются второстепенные законы, создающие впечатление катящихся саней впереди лошади, не дают преподавательскому сообществу ни единого шанса на выражение своего мнения о будущем российского образования. Ни педагоги, ни родительская общественность до настоящего времени не ознакомлены с официальным текстом подготовленного к принятию основного документа — «Стратегии образования». Без широкого и открытого обсуждения основного закона, закладывающего стратегическое направление развития российского образования, невозможно и нелепо принимать законы, якобы, улучшающие положение участников образовательного процесса.

На платформе https://образование.объясняем.рф/ опубликованы декларативные тезисы, якобы, из «Стратегии развития образования до 2036 года» — детального плана развития всей образовательной системы России», над созданием которой, якобы, работали 15 групп, в которые вошли более 1 тыс. экспертов, включая педагогов и учёных.

Так, указывается, что «Благодаря «Профессионалитету» в стране растёт популярность среднего профобразования: по итогам приёмной кампании текущего года абитуриенты подали более 3,3 млн заявлений в колледжи. Это новый рекорд системы СПО, которая в 2025 году в стране отмечает 85-летний юбилей. Сейчас около 60% выпускников школ выбирают возможность продолжить обучение в колледжах и техникумах и получить востребованную рабочую специальность».

Верно ли, что все эти 60% выпустились из школы добровольно? А что, если эта цифра свидетельствует о провале проводимых реформ, и обозначает, что около 3 млн. обучающихся не смогли пройти государственную итоговую аттестацию, не усвоив программу основного общего образования, и их просто не допустили до десятого класса?

Некоторые из опубликованных на платформе тезисов особо циничны. Например, такой:

«Поддержка педагогов

Учитель — ключевая фигура в системе, поэтому государство поддерживает преподавателей — обучает, помогает обмениваться опытом, снижает бюрократическую нагрузку и улучшает условия труда. Педагог должен чувствовать себя профессионалом, которого ценят».

А на земле? О заработной плате говорить не приходится, она повсеместно ниже средней зарплаты по региону, несмотря на систематические переработки. Учителем может помыкать кто угодно: руководство, заставляя работать на полторы-две ставки из-за нехватки педагогов; родители, недовольные успеваемостью своих же детей, постоянно отвлекающихся на различные конкурсы, и «олимпиады», наконец, сами дети, способные не только на унижение, оскорбление педагогов, но и на нанесение телесных повреждений и убийство. Провокации в отношении учителей уже обычное дело. Причём виновным чаще всего признаётся сам педагог, независимо от конкретных обстоятельств, действовал ли он в состоянии необходимой обороны или пресекал правонарушение/преступление. Что происходит в стенах образовательных организаций? Необходимо принятие закона о статусе педагога, который бы действительно защитил педагогов, поставив их во главе образовательного процесса.

Требуется серьёзный объективный комплексный анализ создавшейся ситуации в современном российском образовании, а не лозунги, которым не суждено будет претвориться в жизнь, о чём могут свидетельствовать косвенные признаки:

Неоднократно переносятся сроки выхода единых учебников по различным дисциплинам. Министерство просвещения планирует завершить подготовку школьных учебников к 2029 году, а внедрить их по всей стране к 2032 году (https://www.rbc.ru/society/17/10/2025/68f21c2b9a794771bed1bcb5).

В проекте федерального закона в федеральном бюджете на реализацию государственной программы «Развитие образования» на 2026 год предусмотрено 669 миллиардов 100 миллионов рублей. В 2027 году – 719,5 миллиарда рублей, а в 2028 году – 806,9 миллиарда рублей. Здесь мы видим позитивную динамику. Однако, рост по отношению к 2025 году, составляющий 57,8 миллиарда рублей, не впечатляет. Такая сумма, по нашему мнению, не способна решить накопившиеся вопросы в системе образования (https://edu.gov.ru/press/10542/na-realizaciyu-gosprogrammy-razvitie-obrazovaniya-v-2026-godu-planiruetsya-predusmotret-bolee-669-mlrd-rubley/).

Создаётся впечатление, что непринятие кардинальных мер по улучшению положения педагогических работников направлено на вытеснение педагогов из образовательного процесса, и постепенного введения цифрового обучения в связи с «нехваткой» педагогов.

Чернышов Б.А., заместитель Председателя Государственной Думы сделал, на наш взгляд, разумное и своевременное заявление: «Призывы к проведению новых экспериментов в системе образования нашей страны считаю неправильными. Мы и так слишком много экспериментов проводим над российской системой образования. Один ЕГЭ чего стоит, да и многое другое. Мне кажется, самое главное, что нужно сделать - это наложить мораторий на изменения в системе образования и позволить самим учителям сохранить лучшее, что у нас есть, и постараться избежать необдуманных решений».

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

Мы живём в эпоху перемен. И сегодня уместно вспомнить слова Президента Российской Федерации В.В.Путина: «Помимо решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего, нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты да наши учреждения — школы, колледжи, вузы — и через 15−20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции».

От депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от их взвешенных решений при принятии законов зависит будущее нашей страны.

 

Приложения:

  1. Комментарий к законопроекту № 969153-8 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»;

  2. Тезисы Доклада «Педагог – ключевая фигура образовательного процесса»;

  3. Брошюра «Основные проблемы российского среднего образования и пути их решения», созданная ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление».

С уважением,

Председатель ОООЗС

«Родительское Всероссийское Сопротивление» М.Р. Мамиконьян

оригинальный документ можно скачать по ссылке