Приятного гаджета
pxhere.com
Ориентир на усвоенный объем знаний, а не навыки их поиска в сети Интернет загубил дистантное образование, заявил научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский 9 июня в эфире «Радио России».
Адамский считает, что будущее за смешанным образованием, сочетающим принципы традиционной школы и дистанционного обучения. По его мнению, текущая «образовательная политика» себя не оправдала, так как не позволила должным образом подготовиться к введению дистанционного обучения: «Готовились к войне — якобы, а оказались к ней не готовы».
Научный руководитель института «Эврика» пояснил, что не было выполнено необходимое условие введения «дистанционки» — наличие у каждого ребенка своего гаджета. Другой проблемой он назвал сохранившуюся ориентацию обучения на усвоение знаний, а не на навыки самостоятельного поиска информации в сети.
«Вот эта концентрация на том, чтобы объем учебного материала был ключевым результатом, — этот акцент фактически загубил все дистантное образование, потому что произошел механический перенос», — посетовал он.
Более того — с родителями не проводилась разъяснительная работа о ценности «современных результатов». Адамский подчеркнул, что вместо этого учителя насаждали архаичные представления о ценности объема выученных знаний: «В родителях поддерживалась ценность этого архаичного результата».
Другой важной проблемой он назвал неспособность руководителей системы образования придумать способ оценки «современных результатов»: инициативности, ответственности ребенка, его умения искать и обобщать информацию.
Научный глава «Эврики» сравнил противников «дистанционки» с луддитами: «Любой прорыв эволюционный возбуждает луддизм». Он пояснил, что это пройдет со временем, тогда как месяц «дистанционки» войдет в историю: «Один месяц — апрель 2020 года — войдет в историю не только педагогики, но и общую историю как месяц этой революции».
Напомним, институт «Эврика» был создан в середине 1980-х годов на основе общественно-педагогического клуба учителей-новаторов «Эврика». Наработки клуба легли в основу школьной реформы, осуществленной в постсоветское время. Апофеозом реформы стало заявление министра образования о необходимости выращивания грамотного потребителя, а не человека-творца.
Комментарий РВС
Один из идеологов образовательных реформ неспроста сетует на косность учителей, которые до сих пор готовы передавать знания детям — ведь педагоги мешают окончательной ликвидации традиционного образования. Только убрав учителя из системы образования, можно будет остановить передачу традиций на личном примере, а значит, и полностью переформатировать общество.
Именно поэтому Адамский сетует, что, посадив детей перед компьютерами, учителя по старинке пытаются передать им знания, а не отпустить в «свободное плавание» по просторам Интернета. Он недоволен, что в онлайн-образовании используются старые методы, что учителя не перестроились до конца. При этом он в восторге от введения «дистанционки», называя это эволюционным прорывом и даже революцией. Его не смущает, что большинство родителей недовольны «дистанционкой» — в представлении реформатора они мракобесы и луддиты, разрушавшие прядильные станки во время промышленной революции.
Разумные слова о необходимости соблюдения баланса между передачей знаний и развитием умения поиска и обработки информации детьми в устах известного реформатора не более чем прикрытие. «Эвриканцы», как они себя называли, в свое время тоже разрушали советскую систему образования под прикрытием тумана гуманистической «педагогики сотрудничества», противопоставляя личностный подход знаниевому.