«Толстого надо читать в разные периоды жизни» — интервью с ученым


Репин Илья. Пахарь. Лев Толстой на пашне. 1887

«У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все то, что у меня есть», — Лев Толстой.

Интервью с сотрудником Музея-усадьбы «Ясная Поляна», руководителем отдела научно-исследовательской работы музея, кандидатом филологических наук, заслуженным работником культуры России Алексеевой Галиной Васильевной.


Дом Льва Толстого

ИА Красная Весна: Галина Васильевна, вчера музей отметил 99-ю годовщину своего создания, и хотелось бы задать Вам вопрос о предстоящем столетии музея. Какие важные события планируются в будущем году, какие ожидаются значимые гости и посетители юбилейных мероприятий?

— Следующий год обещает быть чрезвычайно насыщенным, потому что в связи с текущей ситуацией ограниченного режима работы музеев многие мероприятия, события нынешнего года перенесены на следующий.

Так, мы переносим на следующий год Съезд потомков Л. Н. Толстого, целый ряд конференций, среди которых хотела бы выделить нашу XII Международную научную конференцию «Толстой и мировая литература», которая является крупнейшим и самым известным в мире научным форумом исследователей творчества Л. Н. Толстого, на который съезжаются ученые, специалисты по Толстому из 16 и более стран мира.

Наши американские и канадские участники, а в Северной Америке очень сильная школа толстоведения, писали отчаянные письма с просьбой перенести конференцию на следующий год, так как в этом году неясна ситуация с перелетами и т. д.

Мы переносим конференцию на те же даты в 2021 году, иначе без наших североамериканских, некоторых европейских и южно-азиатских участников наша яснополянская научная семья была бы неполной. Наш директор Е. А. Толстая предложила посвятить конференцию 100-летию музея!

ИА Красная Весна: Что представляет собой музей-усадьба и какие виды культурной и научной деятельности тут ведутся?

— Музей — это многофункциональная, междисциплинарная структура, которая во многом отражает многообразную деятельность самого Толстого: и писательскую, и педагогическую, и аграрную, и военную, и общественную, и пацифистскую, и проповедническую… Учитывая все эти особенности гениальной личности Толстого, особенности истории Ясной Поляны, и строится структура музея.

Я хотела бы сказать о научной деятельности, которая исторически является одним из ведущих направлений работы музея с момента его основания. В период 1939–1957 гг. Ясная Поляна входила в состав Академии наук, Института мировой литературы им. А. М. Горького. Тогда закладывались основные направления научной работы музея, продолжающиеся и поныне. Прежде всего — это изучение и научно-библиографическое описание личной библиотеки Л. Н. Толстого, исследование темы «Толстой — читатель», толстовское краеведение, текстология, источниковедение.

ИА Красная Весна: А что изменилось за 100 лет существования усадьбы? Может быть, как-то изменилось восприятие трудов самого Л. Н. Толстого?

— За этот срок усадьба, конечно, разрослась инфраструктурой и приросла филиалами. Музей-усадьба аккумулирует в себе потенциал научной и творческой работы, притягивает к себе интеллектуальные людские ресурсы, собирает воедино особый человеческий потенциал — так было всегда, и это понятно.

Особо хотелось бы отметить, что начиная с конца 1980–90-х годов изменилось наше восприятие Толстого, в советский период Толстой в нашей стране был известен только как художник и только в 1990-е гг. стал открываться Толстой — религиозный философ, автор трактатов «В чем моя вера?», «Царствие божье внутри вас», «Так что же нам делать?», «О жизни» и др.


Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце внукам Ильюше и Соне. 1909


Вопросы, которые Толстой затрагивает в художественных и философских текстах, общечеловеческие, а значит — вечные. Это проблемы войны и мира, добра и зла, проблемы семьи, любви в самом глубинном христианском понимании. Толстого надо читать в разные периоды жизни, потому что с каждым новым прочтением открываются новые смыслы.

Тем более что круг тем, затронутых писателем, столь широк, а глубина осмысления столь велика, что исчерпать интерес к его произведениям невозможно никаким количеством прочтений, экранизаций, постановок, интерпретаций.

ИА Красная Весна: О, да, об интерпретациях произведений Толстого, конечно, можно говорить очень долго, и это стоит не одного отдельного большого разговора. Но давайте, завершая наше интервью, зададимся еще одним вопросом: а как бы жил, что бы делал Лев Николаевич Толстой, живи он в наши дни? Продолжил бы свою проповедь в жизни и искусстве или нет?

Несмотря на то, что Толстой был весьма скептичен по отношению к прогрессу и писал об этом в ряде своих сочинений, он не возражал против граммофона в яснополянском доме; он продиктовал в фонограф, присланный в подарок к 80-летию изобретателем Т. Эдисоном, несколько писем и начало статьи «Не могу молчать». Как все гениальные люди, Толстой был не лишен противоречий.

Что касается его религиозно-нравственной проповеди, то нет никакого сомнения, что он использовал бы все технологии, доступные сегодня!


Кучерская изба

ИА Красная Весна: Благодарим Вас за великолепное содержательное освещение деятельности Музея-усадьбы и Л. Н. Толстого. Надеюсь на продолжение сотрудничества в будущем. Спасибо вам и процветания вашему музею.

Источник