Весной 2020 года власти из-за вспышки COVID-19 перевели школы в России на дистанционный формат обучения. Как повлиял этот переход на качество обучения, корреспондент ИА Красная Весна поинтересовался у родителей учеников.
На вопросы о том, как прошло введение дистанционного обучения ответила, менеджер по рекламе Татьяна Бумаженко, ее ребенок перешел в 4-й класс.
ИА Красная Весна: Какие трудности (технические и/или методические) при подготовке онлайн уроков встретили Ваш ребенок и Вы?
—Во время уроков не всегда учитель видит всех учеников, и даже если у ребенка вопрос и он тянет руку — учитель может этого не заметить. Поэтому ребенок перестал пытаться спрашивать, если ему что-то не понятно на уроке. В целом с изучением темы урока больших проблем не возникало. Учитель рассказывал все так же, как и в классе.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете последствия вынужденного перехода на дистанционный режим?
—Учитель не может оценить, насколько хорошо ребенок усвоил тему. Дети в ZООМ часто отключают видеокамеру, их не видно, их реакции непонятны. Многие дети просто «отсиживаются». Домашние работы отправлялись учителю на Whatsapp. Очень сложно так проверить качество работ и объективную дать оценку/рекомендации.
ИА Красная Весна: Что Вам говорили дети? Понравилось ли им учиться дома у компьютера?
—Резкого негатива не было, сначала было даже интересно. Но очень быстро стало не хватать личного общения с детьми — дети скучали друг без друга.
ИА Красная Весна: К чему может привести продолжение применения этой формы обучения в следующем году?
—Однозначно снизится качество обучения, уровень социализации детей, отсутствие общественной жизни и внешних интересов приведет к тому, что дети большую часть времени будут проводить в виртуальном мире за экраном компьютера или телефона.
ИА Красная Весна: Как Вы думаете, может ли общество повлиять на остановку негативных процессов в образовании?
—Да, может.
Также своим мнением о дистанционном образовании поделилась Надежда Кологривова, чья дочь обучалась дистанционно в 10 классе.
ИА Красная Весна: С какими трудностями Вам пришлось столкнуться во время обучения детей в онлайн-формате?
Трудностей оказалось очень много: во-первых, интернет, на который мы до сих пор не жаловались частенько давал сбои, поэтому не получалось вовремя войти в конференцию или на тот или иной ресурс, а т. к. требования учителя были по времени ограничены (из-за недоверия к самостоятельности учащихся) это создавало большие психологические трудности. Далее не получалось найти контакт с некоторыми учителями-предметниками именно из-за недоверия со стороны преподавателей и из-за недостатка «живого», человеческого общения.
Объем задаваемого на самостоятельную проработку материала вырос в разы и ребенок сидел за уроками 6-7 часов с перерывами, а иногда и 10, забывая о еде и отдыхе.
Еще у моего ребенка было постоянное чувство стресса и неуверенности. Как она говорит: «В школе мы хотя бы можем обсудить, правильно что-то делаем или нет. От этого возникает чувство защищенности, уверенности в процессе. А сейчас, ты вроде что-то делаешь, но как будто в пустоту…»
ИА Красная Весна: Дети очень много времени проводят в гаджетах. Насколько, с Вашей точки зрения, дистанционная форма обучения может повлиять на детское здоровье, и можно ли найти баланс?
Как показала практика двух месяцев такой «учебы», гаджеты, которыми пользуются наши дети в обычной жизни, — это «цветочки» по сравнению с тем, как приходится напрягаться во время учебы. Очень страдает зрение, снова вернулись головные боли, а ведь уже года полтора как ничего подобного не было. Появились боли в спине и т. д.
ИА Красная Весна: Какие впечатления у Вашего ребенка от онлайн-обучения? Понравился ли ему данный формат?
Отношение резко отрицательное. Больше не хочет никогда.
ИА Красная Весна: Как Вы думаете, к каким последствиям приведет продление применения дистанционной формы обучения в следующем году?
По-моему, мы получим целый комплекс проблем: низкий уровень сдачи различных итоговых тестов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ). Всплеск сопутствующих заболеваний у детей: зрение, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистые заболевания и масса других. Мне кажется, увеличится количество нервных расстройств, преимущественно у подростков, вплоть до суицидальных исходов.
Читайте также: Родители не до конца осознали ужас дистанционного обучения детей — интервью
ИА Красная Весна: Как Вы думаете, может ли общество повлиять на остановку негативных процессов в образовании?
Мне хочется надеяться, что этот «снежный ком» еще можно остановить. Только нужно неравнодушие всего общества. Ведь все понимают, что достойным человеческим качествам (а это, наверное, основное) человека может научить только человек. И еще, это лично мое мнение, ничего лучше формы, способов и структуры советского обучения еще не придумали. Возьмите любые старые советские учебники: всё кратко, понятно и доступно.