Эксперт разоблачил новый способ раздувания масштабов «семейного» насилия


Война с семьёй
Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна

Данные «Консорциума женских неправительственных объединений» о якобы кратном росте «домашнего насилия» над женщинами искажены и заведомо неверны, заявил правозащитник, семейный адвокат Олег Барсуков 16 февраля корреспонденту ИА Красная Весна.

Накануне «Консорциум женских неправительственных объединений» (Консорциум женских НПО) разместил на своем сайте результаты «исследования», направленного на оспаривание данных МВД, согласно которым, в 2018 году убиты в ситуации домашнего насилия 253 женщины.

Авторы «исследования» заявили, что они проанализировали «по ключевым словам» приговоры за 2018 год из открытой системы ГАС РФ «Правосудие» по статьям 105 ч.1 и ч.2 (убийство при отягчающих обстоятельствах и без таковых — прим. ИА Красная Весна)), 107 (убийство в состоянии аффекта — прим. ИА Красная Весна)) и 111 ч.4_ (тяжкий вред здоровью, повлекший смерть — прим. ИА Красная Весна)) УК РФ.

«Из общего числа по ключевым словам мы отобрали только те приговоры, в которых убитыми являлись женщины (⅓ от общего числа, что совпадает с данными МВД). Вручную проанализировали 500+ приговоров, чтобы промаркировать те, в которых речь шла о домашнем насилии, и те, в которых не шла. Этих данных было достаточно, чтобы на их основе программа научилась определять, относится дело к домашнему насилию или нет. Всего программа успела проанализировать более 2000 приговоров, в которых речь шла о преступлениях против женщин», — сообщает сайт женской организации.

Консорциум женских НПО заявил, что 61 процент женщин «убиты в ситуации домашнего насилия», и что полученный результат в 61% «совпадает со средним мировым уровнем, приведенным ООН».

Комментируя данное сообщение, адвокат отметил, что понятие «домашнее насилие» законодательно не определено, и, соответственно, не может отражаться в приговоре, с использованием каких-то определенных «ключевых слов».

«Приговор зачисляется в категорию „о домашнем насилии“ только в ручном режиме, что и делают квалифицированные специалисты — следователи и судьи — по каждому из случаев насильственной смерти», -заявил адвокат.

«Убийство или вред здоровью, повлекший смерть — крайне сложные составы, приговоры по которым занимают, как правило, десятки страниц. Определить отдельные категории дел, такие как связанные с «домашним насилием», по неким „ключевым словам" — это все равно что делать выводы о диагнозах групп пациентов на основе „средней температуры по больнице“», — пояснил эксперт.

Результаты «исследования», уверен эксперт, в данном случае искусственно подогнаны к условным числам, приближенным к аналогичным показателям в странах Европы и/или Африки.

«Данные о различных видах насилия в странах с различными культурами по определению не могут быть однородными. То, что авторы подобных „исследований“ получают одинаковые результаты для разных стран, свидетельствует скорее о дремучей правовой неграмотности или заведомой недобросовестности, тенденциозности исследователей, выступающих в качестве исключительных экспертов по „домашнему насилию“», — заявил адвокат.

Источник