Законопроект об ужесточении наказания за повторное «причинение боли без последствий» в Министерстве юстиции связали с «домашним насилием» и пообещали, что он будет внесен в Госдуму в ближайшие полгода, 23 апреля сообщают «Известия».
Речь идет о поправках в статью 116 УК РФ («Побои»), за исправление которой родительская общественность боролась в 2016 году, протестуя против закона «о шлепках». Тогда, летом 2016 года исправленный депутатом Павлом Крашенинниковым закон приравнял родительские шлепки к преступлениям хулиганского и экстремистского характера и ввел за них наказание как за убийство по неосторожности — до двух лет лишения свободы.
Сейчас министерство юстиции ссылается на решение Конституционного суда (КС) России от 9 апреля. Конституционный суд (КС) обязал законодательные власти изменить норму УК РФ, чтобы «защитить жертв домашнего насилия», и спустя три года применения признал не соответствующей Конституции РФ статью 116.1 УК РФ.
КС в своем постановлении отметил, что статья «не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены, или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость».
Несмотря на то, что по статье 116.1 УК РФ уже сейчас нарушителя, ранее наказанного за совершение побоев, можно арестовать на три месяца, следует предполагать, что в закон будут внесены некие нормы, усиливающие личную неприкосновенность. КС утверждает, что в действующей редакции статья УК РФ 116.1 ставит в привилегированное положение граждан, которые уже подвергнуты наказанию за побои.
Шестимесячный срок внесения поправок Минюст обосновывает нормой законодательства, требующего, чтобы изменения внесились в Госдуму не позднее шести месяцев после опубликования постановления КС.
Отметим, 15 апреля депутат Павел Крашенинников, лоббирующий антисемейные инициативы, заявил, что закон о борьбе с «домашним насилием», может быть принят осенью новым составом Госдумы. При этом Крашениников утверждает, что законодательство нужно менять не одним законом, а несколькими, в том числе меняя Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и процессуальное законодательство. А в марте о проблеме «домашнего насилия» высказался президент РФ Владимир Путин, который при этом сослался на сомнительную статистику преступлений в семье, противоречащую ранее заявленным данным МВД. На заявление Путина с восторгом отреагировала другая лоббистка «семейно-бытового насилия» - Оксана Пушкина, заявившая, что вот теперь-то закон о «семейно-бытовом насилии» будет принят.
Напомним, отмену в 2017 году закона «о шлепках» (изменение 116 УК РФ), было крайне негативно воспринято международными организациями, поддерживающими гендерную повестку, и афиллированными с ними лицами, такими как та же Оксана Пушкина, Алена Попова и другими.
В дальнейшем те же активисты и структуры использовали «декриминализацию побоев» для продвижения в 2019 году законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ». Кампания по продвижению законопроекта о «семейно-бытовом насилии», как и противодействие «декриминализации побоев», сопровождалась одними и теми же шаблонными и давно опровергнутыми фальшивыми данными статистики по небывалому насилию в российских семьях — о ежегодно «убиваемых 14 тысячах женщин» и о «каждой пятой» российской женщине, пострадавшей от насилия. Благодаря активным протестам родительской общественности, экспертов и представителей духовенства ни один из вариантов законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» так и не был официально внесен для рассмотрения в Госдуму.
Комментарий РВС
Лоббисты законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия и произвольного вмешательства в семьи после неудачи продвижения законопроекта в 2019 году сейчас воодушевлены решением Конституционного суда и явно намерены продвинуть желаемые изменения законодательства через целый ряд изменений в законодательстве, в том числе и через статью о побоях.
Следует ожидать, что они постараются в полном или в частичном виде внести в поправки те же разрушительные механизмы, которые существуют в западном законодательстве о семейно-бытовом насилии. А именно, возможность применения бездоказательных доносов, в том числе со стороны некоммерческих организаций, а также возможность наказания за принципиально недоказуемое «психологическое насилие». Важным элементом системы должен стать запрет примирения сторон в виде охранных ордеров, ограничивающих контакт с виновным или даже с подозреваемым.