Сцена в Итальянском театре – Жан Антуан Ватто
Британские и американские ученые из Стеэнфорда и Кембриджа экспериментально подтвердили, что театр оказывает влияние на социально-политические убеждения людей.
Участникам эксперимента стали более 1600 человек. Исследователи показали зрителям три постановки: пьеса «Скелетная команда» о рабочих-автомобилестроителях Детройта в начале Великой Депрессии, пьеса «Пот» о жизни фабричных рабочих в Рединге и пьеса «Игра с волками» о лесбийской паре, усыновляющей ребенка.
Посетители театра заполнили две анкеты с вопросами – первую перед просмотром пьесы, вторую – после её просмотра. Вопрос анкеты касались социально-политических тем, затронутых в театральных постановках: расовая дискриминация, неравенство доходов, отношение к попыткам однополых пал усыновлять детей.
Результаты эксперимента показывают, что после просмотра пьесы зрители стали больше сочувствовать ее героям, многие изменили свое отношение к ряду социально-политических вопросов, проявили больший интерес к денежному пожертвованию нуждающимся и волонтерству в местной благотворительной организации.
По словам ученых, проведенный ими театральный эксперимент дает новое понимание о влиянии повествовательных искусств на убеждения человека. Исследователи доказали, что театр имеет серьезный потенциал влияния на общество, причем им удалось получить подтверждение того, что эффект театральных постановок сохраняется в течении длительного времени. Кроме того, данные показали, что те, кто чаще посещал театр, как правило, проявляли большую эмпатию и сочувствие к другим людям.
Комментарий РВС
Театр дает возможность приобщить человека к высокой культуре, развивает его эмоционально и духовно. К сожалению, театральные постановки, как и другие виды искусства, а также видеоигры могут быть использованы для продвижения чего угодно – порока, насилия, ЛГБТ, однополых браков и так далее.
Французский поэт Огюст Барбье еще в 19 веке в поэме «Мельпомена» поднял тему безнравственных театральных постановок:
Наверно, рифмачам бульварным невдомек,
Что пошлый балаган разрушить нравы смог.
Наверно, невдомек, что их чернила разом
Марают сердце нам и отравляют разум.
О, равнодушные, - у них и мысли нет,
Что мерзок гражданам безнравственный поэт.
Им слез не проливать, не ощутить презренья
К творенью своему, - бесчестному творенью.
Им не жалеть детей, которым до конца
Придется лишь краснеть при имени отца!
Нет! Их влечет барыш, их деньги будоражат,
И ослепляют взгляд, и губы грязью мажут.
Эти строки справедливы для многих современных авторов, которые используют театр для ниспровержения идеалов, пробуждения в человеке низменного, разрушения человеческих табу.