Василий Поленов. «Привели детей». 1890-1900-е
Попытки самоубийства во время ограничений из-за пандемии имели место в более молодом возрасте, а количество принимаемых психотропных препаратов выросло, рассказала специалист по детской клинической психологии Мария де лос Анхелес Вискарра в интервью Milenio, опубликованному 3 мая.
«Мы также наблюдали, как вслед за депрессивным состоянием имело место увеличение попыток самоубийства. (…) Я говорю о детях 9 лет, 10 лет — уже в таком возрасте были попытки самоубийства, которое, к счастью, не удалось», — констатировала психолог.
По ее словам, в то время как некоторые дети легко адаптировались к новой ситуации, к изоляции, многие другие не могут выразить свои эмоции по этому поводу, не могут стравиться с ними. Многие дети даже не знают, что их привело к такому состоянию, и они просто раздражительны, грустят или не интересуются вещами, которые им раньше очень нравились.
«Мы фиксируем у них дефицит, вызванный виртуальностью, низкую успеваемость, дефицит внимания, расстройство поведения и так далее», — заявила Вискарра. «Становятся все более распространенными депрессия, тревога или головокружение без предшествующего клинического анамнеза или без каких-либо причин, кроме самой пандемии, поскольку стресс, вызванный отсутствием школы, страх заражения или потери членов семьи из-за COVID-19 — это является элементами, нарушающими психическое здоровье детей. «Мы поняли, что это последствия изоляции», — заявила специалист.
Дети, которые до пандемии уже страдали от расстройств или имели проблемы с обучением, тоже страдают от разрушительного воздействия нахлынувшей ситуации. Если раньше они не нуждались в лекарствах, то теперь они стали нуждаться в них, или же интервалы между кризисами стали меньше, а в некоторых случаях в развитии этих детей появилась задержка. Для некоторых онлайн-обучение — совсем не вариант.
Примером являются дети с расстройством аутистического спектра, главной характеристикой которых являются трудности в общении. Для них взаимодействие — это трудность, и преимущество, которое у них появилось в период изоляции, заключается в том, что они находились в зоне комфорта. «И хотя для ребенка это хорошо, это увеличило тот дефицит в приобретении социальных навыков, который необходим. В итоге мы видим регресс даже в тех этапах развития, которые уже были достигнуты», — объяснила психолог.
Вискарра заверила, что реакция детей в виде переживаний совершенно предсказуемая, поскольку для них это огромная жертва — уйти от вещей, которые раньше приносили им удовлетворение и придали смысл их жизни, например, школа, внеклассные занятия, посещение парков, поездки на отдых, встречи с семьей и друзьями. И потому понятно, что негативные эмоции в условиях ограничений усиливаются.
Тем не менее, отмечает Вискарра, родители не должны оставаться в стороне, сталкиваясь с перепадами настроения или другим изменением в детском поведении, которые являются тревожными сигналами касательно психического здоровья детей. Взрослые зря думают, что «это пройдет» или «через некоторое время забудется» и занимают позицию, которая минимизирует их участие, предупредила эксперт. Вместо того, чтобы направить эмоцию, они вытесняют ее, и происходит то, что эта негативная эмоция только усиливается, вплоть до потери смысла жизни.