Карикатура «Хорошая печать». Журнал Lighthouse. 1847. Подпись гласит: Сладкая священная цензура; Пойдем по твоей тропе; Направляйте нас к себе, Как к детям, на ремне!
Цензурирование фильма «Бойцовский клуб» произвели китайские власти перед его выпуском на местных цифровых видеосервисах, 24 января сообщает Vice.
Цензуре подверглась концовка фильма, в которой в ходе осуществления проекта «Разгром» сносятся небоскребы с офисами финансовых корпораций. Кадры рушащихся зданий были убраны и вместо них появилась додуманная китайцами поясняющая надпись о судьбе всего проекта и главных героев фильма.
Пояснение цензоров гласит, что «благодаря подсказке, оставленной Тайлером Дёрденом, полиция оперативно разгадала весь его план, арестовала всех участников и обезвредила все взрывные устройства». Рассказали китайцы и о закадровой судьбе главного героя, которым они почему-то считают Дёрдена. «После суда Тайлера отправили в психиатрическую лечебницу. В 2012 году его выписали из лечебницы», — гласит финальная надпись.
Такое цензурирование было проведено компанией Pacific Audio & Video Co, входящей в китайское государственное объединение Guangdong TV, и явилось условием появления фильма на внутрикитайских видеосервисах. Согласно китайским правилам, фильмы всегда должны лишь повествовать о победе безусловно добрых сил (в данном случае американских полицейских) над злыми. Аналогичной «доработке» в Китае подвергается множество некитайских произведений киноискусства, которые иногда не только теряют полутона и смысловые оттенки, а изменяются до полной неузнаваемости.
Ранее «Бойцовский клуб» не имел официального хождения в Китае (за исключением давнего показа на Шанхайском международном кинофестивале). Однако множество жителей страны давно и хорошо знакомы с реальным содержанием фильма из альтернативных интернет-источников.
Китайцы, знакомые с настоящим фильмом, отреагировали шутками. Они предположили, что при таком подходе «все 11 друзей Оушена были бы арестованы. А вся семья Крестного отца отправилась бы в тюрьму».
Комментарий РВС
Воздействие «Бойцовского клуба» и других подобных произведений искусства на некоторые виды аудитории может быть гораздо более разрушительным, чем примитивные призывы к сносу зданий с офисами финансовых корпораций, озаботившие китайскую цензуру. Часть молодежи, а также малообразованные и не слишком знакомые с настоящей культурой взрослые могут взять оттуда модели поведения и образ жизни. Что в длительной перспективе способно дать негативные последствия для общества, одним из рядовых компонентов которых будут и террористические действия.
Защитой от этого влияния может быть только развитие членов общества на принципах гуманизма, а никак не такая топорно-провокационная цензура, что предпочитает видеть во всех людях маленьких детей, которых следует «держать и не пущать». Достаточно развитый человек легко поймет, что «Бойцовский клуб» — это всего лишь ярчайший пример высококлассного постмодернистского кино, но не пример для подражания для тех, кто действительно хочет изменить себя и общество к лучшему.
Читайте также: Над кем посмеялись в «Бойцовском клубе»?