В Узбекистане проблема педагогов-"прислуги", а в России разве к учителю относятся по-человечески?


«Эмоциональная речь заведующей сектором Исполнительного аппарата Администрации Президента Узбекистана Саиды Мирзиёевой, в которой она предложила перестать делать из учителей прислугу, нашла живой отклик в России
», — так написала официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале.

В целом трудно не согласиться с заявлением Захаровой о том, как профессия учителя в России из одной наиболее уважаемых стала образовательной услугой. Вот только она говорит, что в нашей стране это «вовремя» заметили и поняли, что нужно менять ситуацию. Вероятно, представительница МИД имеет в виду исключение из закона «Об образовании» термина «образовательные услуги». Теперь она переживает, что ситуация не меняется в других странах СНГ. Так в России все исправили?

Что стоит за этой фразой, что заявление Мирзиёевой превращении учителей в прислугу, нашло «живой отклик» в России? Ровно то, что у нас эта проблема еще актуальна. А какие слова вызвали такую реакцию? Тут будет уместна длинная цитата, чтобы прочувствовать всю боль от ситуации. 

«Учитель сегодня — прислуга на мероприятиях акима (чиновника), бесплатный сотрудник, собирающий по домам статистику, садовник, уборщица, официант и повар, обслуживающий комиссии, которые приходят в школу, член рабочих групп махалли (сход граждан, помогающий органам местного самоуправления) и в социальных сферах, массовка, заполняющая залы на скучных мероприятиях, сборщик информации от населения о кредитных и налоговых долгах, обязательный подписчик на печатные издания, ночной дежурный, школьный сторож, человек, ответственный даже за неспокойствие в чьей-то семье, их безнравственных детей. А школа? а уроки? а знание ребят? Как можно развивать образование в такой ситуации? О времени, которое учитель может выделять для своей личной жизни, семьи, детей можно и не говорить даже…», — сказала Мирзиёева.

Если такие слова нашли «живой отклик» в России, то тут пора бить в набат, а не наставительно рассуждать про ситуацию в странах СНГ. Из перечисленного Мирзиёевой мало что не касается наших учителей. Родители, чьи дети ходят в школу, даже если не сильно интересуются положением учителей, видят, насколько близко описание проблем в Узбекистане с тем, что творится в России. 

Но, когда учителя загнали в такое положение «прислуги», то теряется одна из основ педагогической деятельности — авторитет учителя. Конечно, это видят дети. О каком образовательном процессе может идти речь? Результат могут увидеть  все, у кого дети ходят в школу.