Причины, по которым после сдачи ЕГЭ многим олимпиадникам закрыта дорога в лучшие вузы страны, назвала доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук, член Союза Литераторов РФ Анна Алексеевна Горностаева в интервью, данном 20 сентября общественной организации «Родители России».
«То, что произошло в этом учебном году на ЕГЭ, многие дети и родители даже не поняли. Почему-то по некоторым предметам ЕГЭ многие оценки были занижены», - сообщила Горностаева. По ее словам, от хороших результатов, например, по биологии, были отрезаны в первую очередь те дети, которые много лет готовятся, побеждают в олимпиадах и нацелены на поступление в медицинский институт.
По утверждению преподавателя, такая ситуация создана целенаправленно — чтобы освободить бюджетные места в престижных вузах для льготников, число которых за последнее время значительно возросло. Горностаева уверена, что помогать таким детям надо, но не за счет других категорий поступающих в вузы абитуриентов.
Причем практика показала, что для льготников, возможно, и выделяются какие-то дополнительные места, сверх тех, которые уже имелись, но при этом количество бюджетных мест сокращается как минимум в два раза. Отдельные потоки поступивших льготников разных категорий увеличиваются за счет бюджетных мест. По словам Горностаевой, институты очень хвалятся тем, сколько льготников они взяли.
Что касается несправедливого оценивания ЕГЭ, то можно подать апелляцию. Однако, по словам Горностаевой, «апелляции проходят в режиме чата, то есть человек не видит с кем он общается», «наивный ребенок общается с чат-ботом как с человеком», а в ответах «члена комиссии» «используются стандартные формулировки, которые заготовлены заранее».
«По существу вопроса ответа нет и не будет. Ребенок оставлен без объяснений оценки», - подчеркивает преподаватель. Это тотальное обезличивание, анонимность — полностью уничтожают возможность для ученика добиться справедливости или хотя бы услышать внятное объяснение о сделанных на экзамене ошибках.
Более того, имеющиеся критерии, по которым оцениваются все экзаменационные работы, могут без предупреждений и разъяснений поменяться в любой момент: прямо перед тем, как пишется ЕГЭ, или даже сразу после этого.
Таким образом, в условиях всё время меняющихся критериев оценивания работ, в условиях, когда нельзя никак оспорить результат проверки, а за нее никто никакого ответа не держит (всё анонимно и обезличено) — ребенок в начале своего пути сталкивается с полной безысходностью.
«В результате юный человек сталкивается с огромной несправедливостью, которая наносит очень большую психологическую травму. Он теряет веру в себя и людей, в свое будущее», - подвела итог преподаватель.