Разделять ли близнецов в школе: ученые исследуют дилемму

Международная команда ученых из Томского государственного университета, Голдсмитс Университета Лондона, исследовательской группы GRIP (Канада) и еще нескольких университетов Великобритании, Австралии и Китая опубликовала статью «Дилемма школьного класса для близнецов: обучаться вместе или раздельно» с результатами своего исследования близнецов в журнале Developmental Psychology. Ведущим автором исследования выступила профессор генетики и психологии, руководитель Международного центра исследований развития человека ТГУ Юлия Ковас.

Исследование, основанное на анализе данных более 9000 близнецовых пар из школ Великобритании и Канады, показало, что в среднем их раздельное или совместное обучение не оказывает существенного положительного или отрицательного влияния на академические достижения, когнитивные способности и мотивацию. Это говорит о том, что не должно быть жестких правил обучения близнецов в одном или разных классах.

К слову, более ранние исследования, посвященные вкладу раздельного обучения близнецов в их успеваемость, имели некоторые ограничения и дали противоречивые результаты. Несмотря на это, опрос, проведенный среди родителей близнецов из Великобритании в 2015 году, показал, что в каждой пятой британской школе реализуется политика раздельного обучения близнецов.

По итогам опроса 514 родителей близнецов из Великобритании 60% родителей монозиготных и 55% родителей дизиготных близнецов хотели бы, чтобы их дети обучались вместе. Однако примерно в 20% случаев школы проводят строгую политику раздельного обучения без предварительного консультирования и учета мнения детей.

Мы не говорим, что раздельное обучение не оказывает никакого эффекта, скорее, результаты исследования свидетельствуют о том, что нет доказательств в пользу жестких правил совместного либо раздельного обучения, потому что так лучше для их успеваемости или мотивации. Решение о том, как стоит обучаться близнецам, должно приниматься совместно родителями, педагогами и близнецами, исходя из их индивидуальных потребностей, – комментирует профессор Юлия Ковас.

Юлия Ковас совместно с коллегами проанализировала данные 8 705 близнецовых пар в возрасте от 7 до 16 лет из британского близнецового регистра (TEDS – Twins Early Development Study, Исследования раннего развития близнецов) и данные 426 близнецовых пар в возрасте от 7 до 12 лет из Квебекского исследования новорожденных близнецов (Quebec Newborn Twin Study).

Данные TEDS включают в себя 3039 монозиготных и 5666 дизиготических близнецовых пар, Квебекского исследования новорожденных близнецов – 182 и 244 близнецовых пары соответственно.

Академические достижения измерялись на основе отчетов об успеваемости, например, для близнецов Великобритании это были в том числе и результаты обязательного экзамена (GCSE – General Certificate In Secondary Education). В свою очередь, когнитивные способности оценивались с использованием вербальных и невербальных инструментов. Для определения академической мотивации дети оценивали себя, отвечая на такие вопросы, как «Мне нравится математика» и «Чтение дается мне легко».

В ходе исследования не было выявлено почти никакого эффекта от раздельного обучения вне зависимости от возраста, страны проживания, пола и зиготности, являлись ли близнецы монозиготными («идентичными») или дизиготными («неидентичными»). Единственные статистически значимые, но очень маленькие различия были обнаружены у участников исследования в возрасте 12 лет (в Канаде) и 16 лет (в Великобритании), демонстрирующие положительный эффект совместного обучения близнецов.

Ученые полагают, что дальнейшее исследование необходимо проводить с учетом анализа большего количества различных моделей образовательных систем в разных странах, а также влияния раздельного/совместного обучения на эмоциональные или поведенческие характеристики.

Источник