ЕГЭ-2014

ВСЛЕДСТВИЕ ПОЛНОГО ПРОВАЛА ЕГЭ-2014 ЭКЗАМЕН ПО МАТЕМАТИКЕ ПРЕДЛОЖЕНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВА УРОВНЯ: БАЗОВЫЙ И ПРОФИЛЬНЫЙ.

ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕСЁТ В СЕБЕ НОВЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ СТРАНЫ И (В СЛУЧАЕ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ) ПРИВЕДЁТ К ПОЛНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ШКОЛЫ ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Авторы идеи в своём реформаторском раже даже не заметили, что разделение ЕДИНОГО экзамена на два приводит к утрате единства. Аббревиатура ЕГЭ теряет первую букву, а те две, что остаются, точно отражают суть будущего результата.

Как известно, ЕГЭ-2014 показал падение среднего балла по математике на 10 пунктов, но и эта цифра существенно занижена, потому что была сильно изменена шкала пересчёта первичных баллов в итоговые. В 2014 году давали аттестат и ставили 20 баллов по математике за решение трёх простейших задач уровня начальной школы.


Основные причины этого провала таковы:

1) Общее непрерывное снижение уровня образования (в значительной степени из-за функционирования системы ЕГЭ).
2) Халявная раздача вариантов и ответов к ЕГЭ-2013, которая привёла к снижению мотивации у школьников на подготовку к экзаменам. Многие надеялись, что ситуация повторится, и массово закупали ответы к ЕГЭ на «проверенных» сайтах. Деятельность этих сайтов не пресекалась и они спокойно «делали свой бизнес», торгуя, по большей части, фальшивыми ответами.
3) Составители заданий по математике (И.Ященко и Ко) сделали некоторое отклонение от шаблона демоверсии ЕГЭ и сложившейся традиции. Школьники готовились к решению одних задач, а получили немного другие. (Причина этого шага егэвистов — тема отдельного обсуждения, но он ясно показал, что воздействовать на качество образования путём повышения сложности ЕГЭ нельзя: усложнение заданий неизбежно приводит к снижению критериев оценки. В силу социально-политических причин.)

Теперь, желая сохранить лицо ЕГЭ, его организаторы предлагают ввести два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень — это выпускной экзамен, необходимый для получения аттестата. Его результаты не позволят претендовать на обучение в вузе, где требуется математика. Профильный — это прежний ЕГЭ, успешная сдача которого даёт аттестат и право поступления.
При этом учащийся ОБЯЗАН выбрать один их двух вариантов: сдавать оба экзамена запрещено.

Но деление школьников на гуманитариев и технарей весьма условно. Многие одиннадцатиклассники не представляют толком, куда судьба позволит им приткнуться: то ли на экономический (нужна математика), то ли на юридический (не нужна). Именно из их числа в основном формировали свой контингент наши инженерные вузы. В условиях подушевого финансирования у этих вузов просто нет других вариантов. Надо заметить, что из таких ребят нередко получаются неплохие студенты и специалисты. Технические вузы видят в нововведении потенциальную угрозу для себя, поэтому они категорически "против", как и большинство школьников, которых, по сути, заставляют делать преждевременный роковой выбор.

А кто «за»?

Значительная часть учителей математики, которые этим «за» фактически подтверждают свою профнепригодность.

Многие учителя сегодня натаскивают школьников на решение простейших заданий ЕГЭ, потому что их мотивирует к этому сама система. Но до сих пор они испытывали определенный дискомфорт от неспособности научить решать сложные егэшные задания. Теперь же они смогут сказать, что профильный ЕГЭ — это для профильных математических классов. А у них — обычный класс, базовый учебник, и потому они готовят к базовому экзамену. А профильный уровень — это к репетиторам.

Так что репетиторы тоже «за». Двумя руками.

А теперь давайте вместе посмотрим на содержание заданий этих двух уровней, которые выложены в демонстрационной версии. Черт, как всегда, прячется в деталях.

В базовом - 20 заданий. Посчитаем, сколько из них способен выполнить — не первоклассник - детсадовец! Пропустим задание 1, там надо дроби складывать, их в детском саду не знают, а вот задания 6, 8, 9, 11 ему вполне по силам. Поищите ещё — найдёте!
И сколько надо будет решить таких «задач», чтобы получить аттестат о СРЕДНЕМ образовании? Три, пять? Сколько? Ведь ясно, что не все.
Это очень важный вопрос, потому что если будет достаточно пяти задач, то именно на такое количество все и будут ориентироваться, а всё прочее «пойдет побоку». Ведь это экзамен по типу «зачёт — незачёт», в остальном его результат никого не волнует. Именно эта халява прельщает упомянутых выше учителей и способна окончательно добить школьную математику.

Профильный экзамен — это прежний ЕГЭ по математике, в котором сокращена одна задача в блоке В и одна добавлена в С. (Впрочем, сами блоки ликвидированы и задания теперь имеют сквозную нумерацию. Господа, как всегда, позаботились о том, чтобы прошлая методическая макулатура устарела и теперь весь этот хлам можно переиздать с новыми заголовками под редакцией тех же Семенова и Ященко.) При этом ВСЕ простейшие задания, доступные выпускнику начальной школы, ОСТАВЛЕНЫ.

Зачем такое в ПРОФИЛЬНОМ экзамене для 11-го класса? А как раз для того, чтобы наши технические вузы не сильно переживали. Ведь они последние годы выполняли не столько образовательную, сколько социальную функцию. Попросту говоря, были социальным отстойником для молодёжи (чтобы та по улицам не болталась). Они сохранят эту
функцию. Можно быть уверенным: почти все, кто возьмется писать профильный ЕГЭ, его напишут. Далеко не факт, что написать его «не на два» будет сложнее, чем базовый. Словом, затевают соревнование по дебилизму: кто их двух выпускников окажется тупее - получивший аттестат по базовому ЕГЭ или по профильному?

Итак, результат нововведения вполне предсказуем. Школа перестанет учить математике вообще, репетиторы оттопырят карман, ученики получат не поддающуюся осмыслению проблему выбора.

А где позитив? Его нет.

И такое может происходить в России осенью 2014 года?

Будем надеяться, что не может.

Не случайно окончательное решение о «введении нововведения» передано в регионы. Сейчас самое время обратиться к местным властям:

Подумайте о ваших детях. Математическое образование — основа их интеллектуального развития.

Скажите «нет» очередному министерскому кретинизму!