О реконструкторах

27 и 28 сентября в живописном селе Здехово недалеко от города Фрязино прошел открытый урок для школьников на тему «Гражданская война 1917-1923 годов в России. Трагедия братоубийственного противостояния», организованный патриаршим подворьем святителя Николая Мирликийского совместно с Сергиевским благочинием г. Москвы при поддержке Центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» и других организаций. 

Урок явился вторым в «цикле открытых уроков нравственно-патриотического содержания» под общим названием «Жертвенный подвиг солдата».

Целью урока было «осознание учащимися трагизма сложившегося братоубийственного противостояния - гражданской войны, в которой не бывает победителей. Если брат убивает брата, выигрывают внешние силы и процветает бандитизм. Не очерняя и не обеляя ни Белое, ни Красное движение, извлечь исторический урок, понятный современному школьнику».

Согласно программе, урок был разбит на две части: в первый день дети познакомились с историей и идеологией Красного и Белого движения, с бытом сельского населения, а также бандитскими образованиями на примере движения махновцев. Эта часть предназначалась для детей 5-8 классов. Во второй день состоялась собственно военная реконструкция, на которой присутствовали старшеклассники и родители.

Автор статьи, посвященной этому уроку, озаглавил ее так: "Власовский реванш в играх реконструкторов и фильмах Михалкова". В этой статье он задается вопросами:

- кто на государственном уровне курирует реконструкторское движение в России?
- является оно составной частью единого военно-патриотического воспитания со стороны государства?

- или оно отдано на откуп частным меценатам из разного рода НКО, действующим, вполне возможно на государственные гранты, под идеологическим контролем белогвардейско-власовских структур, созданных в США и Европе для уничтожения СССР?

 Ответ на первый вопрос. Реконструкторское движение в России объединилось под эгидой Российского военно-исторического общества, созданного в 2012 году с целью установления «государственной опеки над военно-исторической реконструкцией». Возглавил общество ни больше ни меньше министр культуры Владимир Мединский


В чем заключается «опека», стало ясно вскоре после создания общества. То тут, то там начали проводиться масштабные исторические реконструкции, причем министр сам появлялся на них, проявляя «опекунскую» заботливость. Иными словами, инспектировал. Еще бы, денежки-то государственные. Впрочем, организаторы все понимают и не возражают.

Так, в Калининградской области в августе этого года прошел военно-исторический фестиваль, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны, которую сами реконструкторы пренебрежительно-фамильярно именуют «первухой». Главный ведущий мероприятия Андрей Малов-Гра, военный комиссар компании-организатора «Гарнизон-А», сказал следующее:
«Смотрите, что получается. Здесь Мединский был. Если ему понравится, значит, соответственно, на следующий год сюда выделят больше денег, и мы сможем сделать это все значительно грандиознее. Потому что площадка хорошая, можно очень много чего здесь красивого сделать». Подробней здесь 

Впрочем А. Малов-Гра тут же кокетливо намекнул, что, дескать, старались хорошо, а денег дали маловато:
«Сейчас я могу сказать, что реконструкция была очень масштабная, очень хорошая, мне на самом деле понравилось. Хотя, на мой взгляд, можно было бы больше пиротехники. Но это связано с тем, что сколько дадут денег на пиротехнику, столько ее и будет. То есть если человека можно попросить: Вася, ну сделай, ну для Отечества! – то взрыв-пакет не попросишь».

Да, желающих осваивать государственные деньги немало, об этом министр еще в ноябре 2013 года посетовал, говоря о планирующемся фестивале: «В этом году мы выделили довольно серьезные средства на софинансирование Гумбиненского военно-исторического фестиваля. Скажу честно: там было много конфликтов вокруг этого. Знаете, когда не было денег, все было тихо и спокойно. Как только появились деньги, сразу выяснилось, что у фестиваля несколько организаторов, и все претендуют на софинансирование».

Что касается распиаренного фестиваля «Прорыв», который проводился 4 и 5 октября этого года в подмосковном селе Ивановское под Черноголовкой, Лента.ру так прямо и написала: «Вместе с Военно-техническим музеем Черноголовки «Гарнизон-А» выступил главным организатором фестиваля. Поддержало их и Российское военно-историческое общество».

Теперь по второму и третьему вопросу. 
Общеизвестно, что военные реконструкции имели место и раньше. Я не имею ничего против реконструкций, меня смущает другое – а именно антисоветский дух, который прет на каждом шагу. Самое скверное заключается в том, что антисоветский дух демонстрирует военно-историческое общество, которое по функции своей должно сохранять и передавать знания об исторических событиях молодому поколению, а на деле занимается копированием формы (в том числе, в буквальном смысле, военной формы), встраивая в нее не соответствующее ей содержание, тем самым уничтожая подлинное содержание эпохи и ее ценности. И все это происходит с одобрения министра культуры!

С прошлого года реконструкторы нацелились на встраивание в систему образования. Что принесут школьникам пропитанные белогвардейской идеологией и страстно антикоммунистически настроенные, да к тому же еще и высокомерно относящиеся к народу «господа офицеры»? В стране, где почти 90 процентов населения считают СССР великой страной, подобный заход ничем иным кроме как идеологической диверсией, не назовешь.

За примерами далеко ходить не надо: здеховская галерея открытых уроков для школьников «Жертвенный подвиг солдата» начала за здравие в 2013 году реконструкцией боев Великой Отечественной войны и кончила за упокой в 2014 году реконструкцией войны гражданской. Белые реконструкторы не были бы белыми, если бы долго играли в советские игры, и на следующий год (то есть в 2014 году) на открытом уроке по гражданской войне они вдарили по красным и идеологии советского государства так, что березы в Здехово затрещали. Читать здесь. Отдельно отмечу, что некоторые рядовые реконструкторы искренне играли в игру под названием «урок истории», чего нельзя сказать об организаторах.

За уроками опять стоит Центр военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А», объединивший немало реконструкторских клубов. Эта компания занимается организацией корпоративов, командных игр и т.п., входя в ниши страйкбола и пейнтбола, и последние несколько лет активно осваивает Подмосковье. Она яростно эксплуатирует советскую символику и при этом столь же яростно ненавидит все советское, судя по содержанию открытых уроков.

Что касается спонсирования реконструкции, общеизвестно, что минкульт не берет на себя все расходы. Часть средств и ресурсов изыскивается на местах. Так, для финансирования уроков для школьников в подмосковном Здехово привлекались и иные организации. В 2013 году урок проходил при поддержке, в том числе, некоммерческого фонда “Самодержавие духа”, действующего при храме святителя Николая в п. Дружба, г. Мытищи. Тоже, кстати, созданный совсем недавно, в 2005 году, через год после открытия прихода и строительства церкви. В 2014 году фрязинская газета «Город. Общество. Власть» назвала среди спонсоров урока ООО «Гранд».

Но это еще не все. «Гарнизон-А», будто действуя по схеме, которую мы уже описывали ранее, постепенно перемещается с улицы в учреждения образования. И теперь начал организовывать уроки мужества в школах. 
Вот пример одного такого урока.
8 октября 2014 года, школа № 33
Несмотря на безобразные нарушения правил обращения с оружием, зафиксированные на открытом уроке в Здехово, в школе мы видим те же игры. Урок истории превращается в показушки разных «стрелялок», причем об исторической достоверности и речи нет. 

Ряженый «солдат», ведущий урок по истории первой мировой войны, демонстрирует детям автомат, принятый на вооружение РККА в 1940 году.

Будет ли польза от подобных «уроков истории», скоро увидим. Эти уроки еще ждут оценки педагогов и родительского сообщества.

Ну и напоследок два слова о ключевой фигуре, Андрее Малове-Гра, кандидате исторических наук, бессменном ведущем военно-исторических реконструкций. 


Я удивлялась, зачем он берет с немецким флагом нацепил на открытом уроке в Здехово, теперь не удивляюсь. Он по внутреннему ощущению – гражданин Германии.

Отношение к народу, детей которого он, будучи учителем, всю жизнь учит истории, А. Малов-Гра определяет цитатой Бенито Муссолини.

Впрочем, серьезный разговор о нем впереди.

Наталья Севрюкова, РВС.