В последнее время в ряде регионов отмечается активное внедрение инклюзивного образования. Видимо, делается это в рамках нового закона «Об образовании», а точнее Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
Например, 19 августа ИА «Регнум» сообщило о том, что «Необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах региона в 2014 году будут созданы в 32 общеобразовательных учреждениях 26 муниципалитетов Свердловской области».
Далее сообщается, что на сегодняшний день «более 700 общеобразовательных учреждений региона имеют возможности для обучения детей-инвалидов. Всего более 12 тысяч детей с ограниченными возможностями посещают как специализированные учреждения, так и общеобразовательные школы». Работа по созданию условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах ведется в регионе уже не первый год.
Немногим ранее СМИ сообщали о создании «безбарьерной среды» для детей-инвалидов и в ульяновских школах. И в первом, и во втором, как и в других подобных сообщениях приводятся источники средств, выделяемых на указанные цели, говорится о софинансировании, то есть соучастии в финансировании этих проектов, федерального, региональных и муниципальных бюджетов, указываются отпущенные суммы.
Однако, всё это производится в рамках государственной программы «Доступная среда», целью которой является «формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения».
А это означает лишь обеспечение удобства и комфортных (в физическом плане!) условий для детей-инвалидов для их обучения в общеобразовательных учреждениях. Но ничего не говорится о создании иных условий в этих учреждениях для получения такими детьми качественного образования.
Под иными условиями мы подразумеваем такие условия, в которых дети на самом деле смогут получить максимум знаний и умений, на который они способны в силу своих индивидуальных особенностей. Сможет ли учитель в «смешанном» классе уделить каждому ученику время, достаточное для раскрытия потенциала, заложенного в ребенке? Помимо того, что у учителя обычной средней школы нет специальной подготовки, необходимой для работы с детьми, имеющими самые разные отклонения, существует еще ряд причин, по которым недопустимо такое объединение.
Речь, конечно же, в первую очередь, идет о климате в классном коллективе, о рабочей обстановке, которую могут нарушить неожиданные проявления некоторых заболеваний, имеющихся у детей. Существуют и такие проявления, которые способны не просто нарушить рабочую обстановку, но и напугать остальных учеников, что, конечно же, не может не сказаться на их психике.
Даже в отсутствие таких крайних случаев нужно учитывать, что эти дети требуют повышенного внимания педагога, которое он может им дать только за счет лишения этого внимания других детей. А это значит, что остальные дети будут лишены возможности раскрыть свой потенциал до конца. И это также сказывается не только на уровне их образования, но и на их эмоцииональном состоянии и поведении. Поскольку ситуацию, когда человек способен показать лучший результат, но лишен возможности это сделать, трудно назвать здоровой.
Поэтому мы считаем, что при принятии решений о совместном или раздельном обучении детей с ограниченными возможностями вместе с детьми, не имеющими таких особенностей, важно учитывать интересы всех (!) детей. Думать о том, в каких условиях каждый из них сможет получить качественное образование и выдать максимальный результат.
Решение о совместном обучении детей с ограниченными возможностями с детьми, не имеющими таких особенностей, не учитывает интересов всех детей, разрушительно по своей сути и может привести к нежелательным последствиям, в том числе и в виде снижения общих показателей уровня образования по всей стране.
Особенную тревогу вызывает то, что процесс внедрения инклюзивного образования сопровождается разрушением уникальной школы коррекционной педагогики, сформировавшейся еще в СССР и создавашейся специально для детей с ограниченными возможностями. А это означает, что на фоне красивых слов о совместном обучении, такие дети теряют право получать качественное образование.
Конечно, мы считаем, что можно и нужно осуществлять иные формы социализации больных детей, их интеграции в общество. Такие, которые всем принесут только пользу. Например, организация и проведение регулярных совместных культурных мероприятий, праздников, отдыха для детей. Это поможет одним не чувствовать себя обделенными, а других научит понимать, что все мы действительно разные, и что болезнь не является критерием оценки человеческих качеств.
Непонятно, на каком основании принимаются решения о совместном обучении. Из определения понятия «инклюзивное образование», данного в тексте «Закона об образовании в РФ», которым, нужно полагать, руководствовались чиновники от образования, абсолютно не следует, что для «обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения» необходимо обязательное совместное обучение детей с ограниченными возможностями с детьми, не обладающими такими особенностями.
Обратимся к определению: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Разве здесь сказано, что такой доступ обеспечивается путем слияния обычных и специализированных учебных заведений? Нет. В ч.4 ст.79 этого Закона говорится лишь о том, что «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
А ч.5 ст.79 того же Закона гласит: «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
То есть об обязательном совместном обучении детей с ограниченными возможностями с детьми, не имеющими таких особенностей, ничего не говорится. Однако, сказано, что «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения».(Ст.79 ч.6 «Закона об образовании в РФ»).
Еще раз: «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти…» - это о том, кто решает вопрос о совместном или раздельном обучении детей с ограниченными возможностями с детьми, такими особенностями не обладающими.
Кроме того, из абзаца «Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность» совершенно не следует, что дети с ограниченными возможностями обязательно должны обучаться в общеобразовательных учреждениях. Педагогов, прошедших специальную подготовку для работы с такими детьми, государство должно привлекать «в организации, осуществляющие образовательную деятельность», при этом не говорится, что эти организации являются общеобразовательными школами (либо другими неспециализированными образовательными учреждениями).
В одном из источников, правда, сказано, что «Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении».
И из этого можно, наверное, заключить, что кто-то работает над созданием универсальной методологии, одинаково подходящей для обучения и воспитания всех детей, вне зависимости от их индивидуальных способностей и/или особенностей. Но эту методологию еще нужно создать. К тому же, этот источник не является Законом об образовании в РФ.
Людмила Болотнова. РВС, Дмитровград.