Преемственность поколений и безопасность страны

Преемственность поколений – это важный фактор, влияющий на развитие человечества. От того, насколько удачно старшим членам общества  удается передать детям накопленные знания, умения и навыки, зависит успешность сообщества. Такая передача позволяет выходить за границы развития конкретного человека, установленные краткостью  человеческой жизни. Каждое новое поколение имеет возможность использовать уровень развития, достигнутый прошлыми поколениями. И этот уровень  становится некоей стартовой точкой, основой для дальнейшего развития, для дальнейших достижений, которые в свою очередь будут переданы детям и внукам. 

Другими словами, человек может учитывать опыт не только свой, но и предшествовавших поколений. В техническом прогрессе  данные положения очевидны.  Будь иначе – никогда бы не были найдены ответы на многие вопросы,  человечество смирялось бы перед эпидемиями и не вышло бы в космос. Иное дело – духовное и эмоциональное развитие. Здесь передача достигнутого уровня новым поколениям мало заметна, и кажется, будто  каждый ребенок свой духовный и эмоциональный путь всегда начинает с нуля. Однако благодаря зависимости ребенка от родителей на первых этапах жизни и эмоциям, связывающим членов семьи, происходит трансляция накопленного опыта и в этой сфере. От родителей к детям идет передача отношения к добру и злу, оценок поступков. Родители, помня вложенное с детства в них самих, а также последствия своего самостоятельного выбора в моральной сфере, собственные ошибки и достижения, вкладывают в детей свое видение мира, свои ценности и чаяния. И маленький человек, чья личность формируется под влиянием семьи и общества, имеет возможность опираться на уже достигнутое/опробованное/проверенное старшими поколениями. Более того, наличие за плечами человека опыта его предков придает ему силы (вне зависимости от того, как это достигается – осознанием, ощущением или верой, у всех – по-разному).

Обеспечение преемственности поколений – точка силы любого общества, ведь она увеличивает возможности как конкретных людей, так и всего сообщества в целом. И нет ничего удивительного в том, что при наличии субъекта, стремящегося общество разрушить, на эту точку силы идут постоянные атаки. В современном мире при существующих технических и информационных технологиях разорвать связь между поколениями намного легче, чем раньше. Заветам отцов и дедов, выстраданным кровью, с помощью средств массовой информации противопоставляются противоположные ценности и соблазны. Сущность данного метода очень четко сформулирована Джозефом Наем, автором концепта «мягкой силы»: для достижения своей цели необходимо заставить объекты воздействия «хотеть того, чего хотите вы». При этом одновременная атака на семейные ценности облегчает разрыв между поколениями.

Вторая мировая война показала качества советского народа, позволившие отстоять его независимость и победить фашизм. По признаниям немецких руководителей, это были вера в идею, любовь к Отечеству и товарищество. Именно по этим точкам и наносились удары во время холодной войны – противостояния капиталистического Запада и социалистического СССР. Причин развала Советского Союза много, и одна из них несомненна: поражение в холодной войне государства, выигравшего горячую войну, во многом было обусловлено подавлением его сильных точек.

Всего лишь несколько поколений жили при социализме. Вера в коммунистическую идею – в возможность построения нового справедливого общества, в котором свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех – была относительно молода. Эту веру, несмотря на близость коммунистического идеала к православному, несмотря на успехи в развитии государства (достижения в областях образования, медицины, науки), несмотря на очевидность скрепления коммунистической  идеей в одно целое многонационального народа СССР, удалось разрушить у значительной части общества (следствием чего стало закрепление в Конституции вообще запрета на какую-либо государственную идеологию). 

Другие два качества – любовь к Отечеству и тяга к коллективизму – передавались из века в век, от поколения к поколению  (т.е. обеспечивались преемственностью поколений). Разрушить их оказалось значительно труднее. Возможно, именно поэтому сейчас идут атаки на ячейку общества, позволяющую связывать разные поколения, на семью. Коллективизму противопоставляются соблазны индивидуализма и эгоистического поведения под видом свободы. Всячески замалчиваются возможность и преимущества индивидуального развития в коллективе. Любовь к Отечеству пытаются ослабить, призывая к консолидации по этническому признаку и  разжигая национальную рознь. И одновременно с этим наносится удар по другой точке силы – преемственности поколений. 

Ослабить связь между поколениями можно разными способами. Например, через искусство – путем создания притягательных образов героев без прошлого, живущих здесь и сейчас. Или через публицистику, внушая мысли о неизбежности конфликтов поколений и даже провозглашая такие конфликты движущей силой общества. Еще одним действенным ударом по условиям передачи жизненного опыта от отцов к детям являются ювенальные технологии – технологии «освобождения» детей от родителей под видом обеспечения прав детей. Образ родителей демонизируется и за счет этого проталкиваются законы, осложняющие воспитание.

В настоящее время в России фактически построена система, контролирующая семью на предмет обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Органы и учреждения этой системы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и т.д.) обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (ст.9 п.2). Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – это «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1). При этом, «требования к воспитанию и содержанию» законом не определены, что дает возможность расширительно толковать  данный критерий в зависимости от исходных установок конкретных исполнителей. Отнесение ребенка в статус «находящегося в социально опасном положении» в свою очередь открывает дорогу к проведению индивидуальной профилактической работы с ним и с его семьей – для устранения причин такого положения. Эта система несет в себе угрозу внедрения ювенальных технологий. Весьма закономерным является тот факт, что семинары для работников данной системы проводятся западными структурами. На таких семинарах возможно внедрение западных ценностей, которые могут противоречить русской культуре и соответственно влиять на действия сотрудников системы профилактики безнадзорности.  Это вызывает большую обеспокоенность. Например, в России принуждение к учебе или к домашней работе, а также наказание с помощью запретов являются нормой, в то время как на Западе принято многие меры воспитания – запреты и принуждение – трактовать как моральное и психологическое насилие над ребенком. Таким образом, система контроля, созданная во благо ребенка, может оказаться инструментом, несущим ребенку вред с точки зрения русской культуры воспитания, поскольку «благо» – понятие относительное, и его определение зависит от исходных установок – базисных элементов и ценностей того, в чьих руках инструмент находится.

А недавно появился законопроект, вносящий существенный вклад в навязывании нашему обществу ювенальных технологий. Речь идет о законопроекте «О психологической помощи населению», который сейчас рассматривается в Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (юристы РВС недавно представили его анализ). Согласно этому законопроекту оказание психологической помощи детям может осуществляться без согласия родителей – как в случае признания ребенка в социально опасном положении (а такое признание зависит от исходных установок чиновников), так и просто в целях профилактики. Это означает, что родители будут лишены возможности контролировать, в каком направлении идет психическое развитие ребенка, а значит их влияние на ребенка безусловно будет ослаблено. В случае если родители не несут угрозы ребенку (таких родителей, любящих ребенка и делающих все возможное для его блага, – подавляющее большинство!), то ослабление их влияния будет неоправданным, а под угрозой окажется преемственность поколений. 

Атака на точки силы нашего общества идет непрерывно. Мы останавливаем внедрение ювенальных законов, но на их месте появляются новые. Это означает, что расслабляться родительскому сообществу нельзя. Ведь только от нас зависит, какое будущее ждет наших детей.

Ольга Горянина. РВС.