Зло есть добро, добро есть зло. Летим, вскочив на помело!

Книги детского проекта  Людмилы Улицкой «Другой, другие о других» вызвали бурную реакцию родительской общественности.  Особенное возмущение вызвала книга, написанная Верой Тименчик  «Семья у нас и у других».  Очень трудно удержаться от этической оценки книги, тем более, когда речь идет о детях, о прививании им нравственных ценностей, но мы попробуем остаться в рамках оценки книги исключительно с точки зрения детской психологии. Итак, авторы заявляют, что цель проекта: воспитывать  в детях толерантное отношение к «другим». Что это за «другие»? В своем интервью  Людмила Улицкая сообщила, что в книге «есть маленькая врезка о том, что в мире кроме семей, известных нам из культурных источников, существуют семьи гомосексуальные». Ну, про «маленькую врезку» писательница явно лукавит. Отчего же она не упомянет про немаленькие врезки, рассказывающие детям о педофилии и инцесте? Приведем некоторые фрагменты книги.

 

 

Книга предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Сама информация и форма, в которой она подана, способна нанести вред детской психике. Дети до подросткового возраста отличаются тем, что все, что говорят им взрослые, они воспринимают как закон жизни. Они ничего не знают об окружающем мире, о его законах, все это они узнают от взрослых. Именно поэтому во всех произведениях, в  детских сказках если и показывается зло, то всегда с осуждением, с демонстрацией того, как зло наказывается, а добро побеждает. Таким образом ребенку прививается инструмент различения добра и зла.  А пока у детей нет этого инструмента, они будут воспринимать информацию некритично. Таковы особенности их развития.  А что же в книге Веры Тименчик? Там ребенку рассказывается об инцесте и педофилии, как о чем-то, само собой разумеющемся. Позиция авторов к педофилии вполне доброжелательная. В этом случае в детском сознании формируется образ таких отношений, как нормальный. Это  - процесс нормализации.

Форма, в которой подана эта информация, с одной стороны, позволяет воздействовать на психику ребенка эффективнее всего: главные герои книги – дети, которым весьма «продвинутая» мама рассказывает о разных видах «отношений», приводя при этом яркие примеры из жизни «других».  А с другой, такая форма позволяет отмахнуться от любых обвинений: «ничего мы тут не занимаемся пропагандой педофилии, мы про африканскую народность Азанде рассказываем».

Далее, госпожа Улицкая говорит о том, что рассказывать ребенку о гомосексуализме надо, поскольку это защитит детей, живущих в гомосексуальных семьях от травли в школе.

Но дело в том, что преследуют детей в школах, как правило, совсем не по причине каких-то необычных внешних обстоятельств. Да, дразнить могут и по внешним причинам, но всех детей дразнят, иногда дети задирают друг друга по смехотворным причинам с точки зрения взрослого. Все эти «дразнилки» быстро проходят и забываются.  А вот полноценная долговременная  травля – это совсем другое явление. И  довольно часто травят детей из внешне вполне благополучных, обычных семей.  Как правило, причина травли в детских коллективах– личные особенности ребенка, которого травят. Его характер, а не внешние данные или особенности его окружения. Дети живут в своем, детском мире, их интересуют сверстники, а не чужие родители. Втаскивать детей в мир сексуальных отношений взрослых  совершенно бессмысленно и опасно.

Кстати, если следовать логике, озвученной писательницей, ратующей за рассказы детям о гомосексуализме с целью привить толерантное отношение к гомосексуалистам, то тогда рассказы о педофилии в той же книге должны прививать толерантное отношение к педофилам?  

Вывод: подобные книги не сделают жизнь детей, живущих в гомосексуальных семьях легче. Но они совершенно точно сделают тяжелее жизнь детей, живущих в обычных традиционных семьях. Книги, прививающие ребеку толерантность к злу, выбивают у него почву из-под ног, делают его слабым, наносят удар его способности дать отпор,  защититься от этого зла.

Жанна Тачмамедова. РВС, Санкт-Петербург.

Фото взято отсюда.