Проблематика сексуального насилия против несовершеннолетних расширяется, появляются новые сферы ее рассмотрения, и России тоже «придется решать» эту задачу путем «очень деликатного движения по пути информирования различных целевых аудиторий», заявила доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков юридического института РУДН, член делегации РФ в Комитете сторон по Конвенции Анастасия Атабекова 22 ноября на межведомственном семинаре, посвященном опыту, состоянию и перспективам имплементации Конвенции, передает корреспондент ИА Красная Весна.
Профессор сообщила о трудностях, с которыми российская делегация сталкивается в Комитете сторон в процессе представления позиции РФ в области защиты детей от сексуального насилия. В частности, Атабекова сообщила о попытках «динамической интерпретации» текста Конвенции совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская конвенция, далее — Конвенция), которые предпринимаются во время работы Комитета сторон по Конвенции (далее — Комитет сторон).
«Динамическая интерпретация» текста Конвенции, по словам Атабековой, может подразумевать включение тематики ЛГБТ, разного типа семей и т.д. Вследствие этого российская делегация была вынуждена сделать специальное заявление, что Россия будет придерживаться текста Конвенции, так как ее формулировки позволяют работать в рамках своего национального законодательства. Член делегации РФ подчеркнула, что такая позиция вызывает поддержку других стран.
Профессор сообщила, что основным аналитическим инструментом Комитета сторон является мониторинг применения Конвенции, однако в этот мониторинг пытаются включить новые, не предусмотренные Конвенцией аспекты, требующие, например, подробного анкетирования несовершеннолетних. Атабекова отметила, что российская делегация стремится избежать превращения мониторинга из инструмента анализа в основание для предъявления стране «настоятельных требований» внести изменения в свое законодательство.
Атабекова с тревогой отметила растущую тенденцию Комитета сторон привлекать к обсуждению вопросов сексуального насилия против несовершеннолетних самих детей. Профессор рассказала, что российская делегация была вынуждена покинуть одно из заседаний Комитета сторон в Болгарии, когда туда пригласили «детей ЛГБТ» для рассказа о своем опыте «реинтеграции в общество после насилия». По ее словам, Комитет сторон все чаще стремится пригласить детей и выяснить, что они думают, например, по поводу обмена откровенными фото- и видеоматериалами среди сверстников и другим аналогичным вопросам. Атабекова заявила, что делегация РФ считает такую практику недопустимой.
Сославшись на данные Совета Европы о том, что каждый 5-й ребенок является жертвой сексуального насилия со стороны непосредственного круга своего общения, Атабекова подчеркнула, что Конвенция уделяет большое внимание «повышению осведомленности общества», а также «образовательно-просветительской деятельности». При этом происходит расширение проблематики сексуального насилия против несовершеннолетних, появляются новые сферы ее рассмотрения. Член российской делегации убеждена, что России тоже «придется решать» эту задачу путем «очень деликатного движения по пути информирования различных целевых аудиторий».
Напомним, что данные Совета Европы о «каждом пятом»ребенке, то есть, о 20% детей, которые подвергаются сексуальному насилию, не являются статистическими данными. Это лишь название информационной кампании «Каждый пятый», в рамках которой Совет Европы через ПАСЕ и работу со странами, подписавшими Конвенцию, продвигает раннее сексуальное просвещение детей. Именно на основании этой кампании представители НКО таких разных государств, как США, Израиль, Казахстан и другие, говорят о «каждом пятом» ребенке, подвергшемся сексуальному насилию в их странах. Что касается России, то, согласно официальной статистике, в 2012 году жертвами насильственных действий со стороны родителей стали 0,021 % российских детей.
Напомним также, что на сегодняшний день Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротскую конвенцию) подписало 42 государства. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2013 году с оговорками по ряду статей.
Российская делегация в Комитете сторон по Лансаротской конвенции, с одной стороны, стремится вызвать к России как можно меньше вопросов со стороны международного сообщества в непростой политической обстановке и одновременно отстоять российский взгляд на семейные ценности, оградить несовершеннолетних России от прямой ЛГБТ-пропаганды. С другой стороны, делегация РФ без должной критики воспринимает данные, распространяемые Советом Европы, и все-таки планирует, пусть и «деликатно», двигаться по пути сексуального просвещения детей, иными словами — их раннего развращения.