Детский омбудсмен Московской области: в школе достаточно 5 уроков в день

Нужно сократить количество уроков в школах или уменьшить количество домашних заданий, заявила уполномоченная по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова 19 октября, сообщает ИА Красная Весна.

Мишонова посетовала на перегруженность детей в школе.

«Каждый день у детей по шесть-семь уроков, иногда восемь уроков. Они трудятся порой больше, чем взрослые, — сказала Мишонова, предложив свой выход из ситуации. — Надо уменьшать количество уроков или уменьшать объем домашнего задания, пересмотреть программу и основной упор сделать на изучение материала в стенах школы».

Уполномоченная добавила, что, по ее мнению, пяти уроков в день для школьников достаточно.

Напомним, что документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно этому документу, количество уроков увеличивается от начальной школы к старшим классам, достигая 34 уроков для 11-классников при 5-дневной неделе и 37 — при 6-дневной.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с Законом об образовании 2012 года также включает в себя внеурочную деятельность. Максимальный объем факультативов в неделю может составить 10 академических часов.

Комментарий редакции

О перегруженности современных школьников сейчас много и справедливо говорят. К сожалению, уменьшение количества уроков или объема домашних заданий хотя и кажутся наиболее логичным выходом из ситуации, вряд ли приведут к ее исправлению.

Во-первых, подобные меры при отсутствии качественного улучшения программ приведут лишь к дальнейшему ухудшению качества знаний школьников и поставят их в невыгодные условия перед их сверстниками из других стран. А ведь качество знаний российских школьников уже сильно упало за эпоху реформ, если сравнивать с советским периодом.

Во-вторых, за значительную часть этой чрезмерной нагрузки несут ответственность непроработанные и переусложненные теоретическим материалом современные учебные программы, которые зачастую не учитывают психологические особенности школьников. Непонимание детьми материала ведет к увеличению реального времени на выполнение домашних заданий и, соответственно, росту рынка репетиторства, как частного, так и в форме платных занятий в школе. При этом к увеличению числа платных «образовательных услуг» школу постоянно подталкивают чиновники.

Поэтому решить эту проблему можно, комплексно подходя и к организации, и к содержанию занятий, опираясь при этом на признанные достижения советской и старой российской педагогики.