Голодец: программа по русскому неэффективна и несовременна

О несоответствии школьной программы по русскому языку реалиям современной жизни и ожиданиям от выпускников школ заявила вице-премьер Ольга Голодец 30 октября на заседании совета по русскому языку, сообщает ИА Красная весна.

«Программа (по русскому языку, — прим. ИА Красная Весна) не привязана к результату. Просто огромное количество часов, и непонятно, какие ожидания мы выставляем. Мы не выставляем почему-то наши ожидания по словарному запасу. Здесь уже один раз обсуждали. Мы словарный запас ребенка не ставим своей задачей, и мы не проверяем его никогда. Но мы делаем какой-то фонетический разбор в младших классах, который вообще к жизни никакого отношения не имеет, который просто всех детей ставит в тупик», — сказала Голодец.

Заместитель Министра образования и науки Татьяна Синюгина затруднилась ответить на вопрос Голодец о целесообразности фонетического разбора и сослалась на то, что такой разбор — часть примерной образовательной программы школ. 1200 часов — именно столько, по словам Синюгиной, изучают, в среднем, русский язык дети, и примерные образовательные программы оперируют формирующимися «компетенциями», а не требованиями к знаниям. По словам Маргариты Русецкой, ректора Института Пушкина, такой фонетический разбор, все же, необходим, но его достаточно применять на практическом уровне, а не в теории, и «для первого класса это, конечно, избыточно», — добавила Русецкая.

По мнению же Голодец, то время, которое дети тратят на обучение русскому языку, есть итог «неэффективно»построенной программы, в отношении которой необходимо осуществить «ревизию». Современная молодежь говорит на своем языке и «понимает этот сленг на ходу», а значит необходимо переосмысление того, чему и как учит современная школа.

В 2016 году в правительство РФ поступил проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах, авторами которой также отмечалось несоответствие наличных школьных программ по этим предметам современному уровню речевого и духовного развития школьников. В частности, «несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся — одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения книги, написанные для взрослых. „Чтение на вырост“ возможно и оправданно, если оно посильно для читателя», — говорилось в одном из разделов документа.