Голодец: России нужно профобразование западного типа для подъема экономики

Остаточный принцип в системе профессионального образования мешает России выйти в лидеры экономики, заявила вице-премьер Ольга Голодец 10 декабря на III Всероссийском форуме национальной квалификации, сообщает ИА Красная Весна.
 
Получение новой профессии, которая пользуется спросом, должно быть «так же доступно, как получение водительских прав», считает вице-премьер.
 
«Сегодня человек может подтвердить свою квалификацию безотносительно того, где он ее получил, как и у кого учился. И эта возможность пройти экзамен и подтвердить свои знания и умения — огромный шанс для человека и рынка труда в целом», — отметила Голодец. На данный момент в России функционируют 156 центров оценки квалификации. Если центры будут доступны для граждан, система будет жить, считает она.
 
Голодец призвала учитывать современные тенденции новых форм обучения, такие как дистанционные электронные курсы.
 
Вице-премьер рассказала о разговоре с участниками WorldSkills, отметившими большую разницу между современными требованиями обучения и реально получаемыми навыками в колледжах. Причину этого она видит в том, что «реально колледжи очень серьезно отстают от современных требований, прежде всего [в части] материально-технической базы».
 
Министр труда Максим Топилин рассказал о более чем тысяче разработанных профессиональных стандартов и созданной системе независимой оценки квалификации. Топилин разъяснил, что суть этой системы в том, чтобы представители профессионального сообщества сами формировали требования к квалификации. Голодец подчеркнула, что эта система «самообновляющаяся» — когда работодатели влияют на изменение профстандартов.
 
Отметим, что изменение профстандартов в соответствии с законом должно повлечь разработку нового образовательного стандарта. Этот процесс может занимать длительное время, при том, что подготовка людей необходимой квалификации требует еще нескольких лет.
 
Отметим также, образование в России реформируют уже более 20 лет. Одним из ключевых итогов реформ стала переориентация с подготовки человека «творца» на человека «потребителя», о чем в свое время заявил бывший министр образования Андрей Фурсенко.
 
Учреждения среднего профессионального образования, колледжи и техникумы, были переданы на региональный уровень. По данным Минобра, с 2012 года по 2016 гг. резко сократилось количество средне-профессиональных образовательных организаций — с 5053 до 3900. Количество учащихся в средне-профессиональном звене упало с 2,97 млн до 2,85 млн. Этому способствовала активная «оптимизация» образовательных учреждений. Часть училищ стали подразделениями более крупных центров профессионального образования.
 
Комментарий редакции
Эксперты отмечают, что проводимые в России реформы образования, оптимизации и другие изменения направлены исключительно на уничтожение классического русского советского образования, которое считалось образцовым во всем мире. Шквал критики не угасает. По признанию специалистов, упал не только уровень средне-специального образования, но и начального, и высшего. К тому же все эти изменения происходят на фоне общей коммерциализации образовательной системы.
 
Смогут ли краткосрочные курсы и системы оценки знаний заменить разрушенную систему классического образования?