Горький принес в литературу принципиально новое отношение к смерти, заявил кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, секретарь Союза писателей России Роман Круглов 3 апреля в эфире «Радио России», сообщает ИА Красная Весна.
По мнению Круглова, Максим Горький был модернистом по взглядам и реалистом по методам, что было новым витком в революционном искусстве: «Он был более радикален, чем революционный, для своего века, Лев Толстой». Более того, он показал принципиально иное отношение к смерти. Традиционно к ней относились как к чему-то великому и страшному, с чем должно смириться, что нужно принять как неизбежность. Искусствовед напомнил, что «Горький, начиная со своих ранних произведений, со смертью вообще-то боролся».
Его герои — это новые люди, которые побеждают даже смерть. «Можно вспомнить „Девушку и смерть“ или Данко, который погибает и своей гибелью торжествует над смертью. Герои Макара Чудры, которые пренебрегают страхом смерти — им не жалко своей жизни», — пояснил Круглов. «Получается, что новый человек Горького — это какое-то совершенно иное явление. Явление, которое близко к философии русского космизма, к философии богостроительства. То есть это радикально новая точка зрения», — подытожил писатель.
Искусствовед считает, что, несмотря на величие Горького, он в наше время предается забвению осознанно: «Есть такая тенденция: чем больше одобрялся советской властью автор, тем больше он замалчивается после развала Советского Союза, и с ним идет некая информационная борьба».
Напомним, Горький считается основоположником нового художественного метода в литературе — социалистического реализма.
28 марта отмечалось 150-летие со дня рождения Максима Горького. Ранее мы сообщали о конференции «Мировое значение М. Горького», проведенной в Институте мировой литературы (ИМЛИ) и конференции «Горьковские чтения» в Нижнем Новгороде.