Норвежские ученые: люди глупеют!

О снижении уровня интеллекта людей на протяжении нескольких последних десятилетий заявили независимые норвежские ученые, сообщает 13 июня ИА Красная Весна.

На протяжении первой половины ХХ века наблюдался рост среднего показателя уровня интеллекта (IQ). Это явление получило название эффекта Флинна. Для его объяснения было выдвинуто множество гипотез, а среди факторов, которые могли повлиять на «поумнение» человечества, рассматривались улучшение питания, здравоохранения и образования.

Однако во второй половине XX столетия учеными зафиксировано стабильное снижение уровня интеллекта среди разумного населения планеты. Не исключением стало и недавнее исследование норвежских ученых из Центра экономических исследований Ragnar Frisch. Они проанализировали IQ-тесты военных, поступивших на службу за последние 50 лет. Было рассмотрено 730 тысяч анкет, и, в результате, выявлено явное снижение интеллекта у людей — в среднем на 7 пунктов в поколение.

Таким образом, в настоящее время эффект Флинна сменился прямо противоположным феноменом. Тесты IQ, проводившиеся последние десятилетия, наглядно показывают, что средний коэффициент интеллекта у людей значительно упал.

Название новому феномену еще не придумали. Среди возможных причин ученые называют факторы окружающей среды и изменившийся образ жизни современных людей, в первую очередь — активное внедрение в него компьютерных технологий.

Результаты исследования уже были подвергнуты критике в научных кругах — оппоненты указывают на ограниченность выборки. Действительно, полученные результаты нельзя применить в отношении всего населения планеты. Однако результат норвежских исследователей не является «пионерским». Ранее группа ученых из разных стран, работающих в шведском университете Умео, Амстердамском университете и в Ирландском колледже университетского типа из города Корк, сравнивала уровень интеллекта людей нынешнего времени и времени викторианской эпохи с 1837 по 1901 год. Вывод оказался нерадостным — люди около полутора веков назад были гораздо более развитыми и изобретательными, нежели сейчас.

В ходе исследований программа, анализирующая психофизические данные, показала, что скорость реакции мужчины в 1889 году равнялась 183 миллисекундам, в то время как в наше время этот показатель составляет уже 253 миллисекунды. Для женщин показатели составили, соответственно, 188 и 261 миллисекунду. По мнению некоторых экспертов, при такой динамике человек может со временем опуститься до уровня развитой обезьяны.

Напомним, ранее норвежское телеграфное бюро сообщало об исследованиях новозеландского ученого Джеймса Флинна, который несколько десятилетий занимался изучением динамики интеллектуального развития населения разных регионов мира. Согласно выводу ученого, средний уровень интеллекта жителей скандинавских стран медленно, но неуклонно снижается, начиная с середины 90-х годов прошлого века. Так, в статье Флинна, опубликованной научным журналом Intelligence, говорилось о том, что в последние 20 с лишним лет средний коэффициент интеллекта (IQ) среди норвежцев, датчан и финнов падал на 0,23 пункта в год. Статистика последних лет для Швеции оказалась неполной, однако ученый полагает, что там наблюдается похожая картина.

По мнению Флинна, одной из причин этого может быть снижение за последние годы нагрузки и требований к ученикам в школах многих стран. Также ученый заметил, что «было бы хорошо, если бы больше людей читали толстые книги, в особенности книги по истории».