В России появилась новая служба помощи семье

Программа реабилитации детей-инвалидов «Раннее вмешательство» эволюционировала в службу по работе с семьей, заявила председатель экспертного совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи в РФ, директор НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» (ИРАВ) Лариса Самарина 28 мая в Общественной палате РФ на проектном семинаре, посвященном созданию региональной системы ранней помощи.

В 90-х годах в Санкт-Петербурге появилась западная программа реабилитации и абилитации младенцев, имеющих те или иные нарушения развития. В рамках этой программы  (она называлась  «Раннее вмешательство») в петербургских поликлиниках  появились некие специалисты, которые получили доступ к детям и помогали им как по разработанным на Западе подходам, так и по традиционным российским методикам.

Часто эти специалисты использовали традиционные коррекционные развивающие технологии, когда с детьми  работали специалисты дефектологи, логопеды и т.д. Постепенно подобные программы стали реализовываться в других регионах.

Однако теперь, вместе с  изменением названия программы (теперь она называется «Ранняя помощь»), меняется и ее суть.

«На первый план выходит такое понятие, как функциональный подход, функциональные цели, нормализация жизни ребенка и семьи. Под этим мы понимаем, что мы не ребенка стремимся научить, довести до такого состояния, когда он стал нормотипичным. Нет. Мы работаем с окружающей средой, помогающей ребенку функционировать»,  - рассказала Самарина.

Работа специалистов будет в основном направлена на семью, а не на коррекцию нарушений ребенка, добавила Самарина.  «Семья как раз и реализует программу. А специалист для этой семьи выступает в роли коуча, который помогает определить потребности: какие потребности есть у семьи, какие потребности есть у ребенка?», - говорит Самарина.
 
Кроме того, с семьей теперь должны будут работать не профильные специалисты, чья деятельность направлена на коррекцию конкретных нарушений ребенка, а  трансдисциплинарные специалисты. Вместо педиатра, дефектолога, логопеда и т. д. “трансдисциплинарный специалист сможет, самостоятельно работая на срезовом уровне знаний во всех областях развития ребенка, планировать работу как целая команда”,  -  рассказала Самарина. Она добавила, что при необходимости, такой специалист будет обращаться за консультацией к профильным специалистам.

Еще одна принципиальная трансформация: от работы в кабинете со специальным оборудованием к работе непосредственно в среде обитания ребенка. То есть теперь, вместо работы в кабинете с оборудованием, которое, порой, необходимо для реабилитации ребенка, некий “трансдисциплинарный специалист” будет ходить по семьям и давать наставления родителям ребенка.

Отметим, программа “Ранней помощи” из частной инициативы теперь трансформируется в государственную программу, которая получила серьезное финансирование и будет реализовываться на федеральном уровне. В 2016 году правительство РФ утвердило  Концепцию развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. К 2019 году планируется разработать для этой программы соответствующее законодательство.


Комментарий РВС

Трудно понять, каким образом  трансдисциплинарный специалист, имеющий поверхностные знания в логопедии, способен помочь, например, ребенку с тяжелыми нарушениями речи? Каким образом консультирование родителей само по себе сможет исправить эти нарушения?

Очевидно, что такому ребенку может помочь только длительная работа с профессиональным логопедом, но именно ее почему-то предлагается заменить на регулярные домашние визиты некоего “коуча” (наставника). Может быть, причина кроется в том, что цель формирования подобной службы вовсе не помощь детям, а  создание еще одного института для вторжения в семьи?