ВШЭ о безработных: спасение утопающих...

Создавать самим себе среду занятости — задача людей, освобождающихся из-за возможного сокращения рабочих мест в связи автоматизацией и роботизацией производств, считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, выступивший с докладом на конференции «Тенденции развития образования», проходившей в РАНХиГС, 15 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На вопрос из зала о задачах образования при неизбежном сокращении доли работающих в производственном секторе экономики и ненужности наращивания человеческого капитала при занятости немногих, Фрумин ответил, что задачей образования в том числе, является умение человека создать «дело для себя», которым может стать и предпринимательство.

«Те экономисты труда, с которыми мы работаем, не верят, что произойдет массовое вымывание людей с рабочих мест. Но если это произойдет, способность человека самому выстраивать вокруг себя пространство осмысленной занятости станет важнейшей характеристикой. Иначе мы будем иметь дело с миллионами, находящимися в тяжелейшей депрессии и аномии», — считает Фрумин.

Ученый подчеркивает, что для таких людей важна выработка и формирование целей. В пример Фрумин привел создание физкультурно-оздоровительных клубов для пенсионеров, где за счет специальных практик перед пожилыми людьми ставится задача поддержания и улучшения своего здоровья. «И оказалось, что в результате меняются социальные установки, меняется настроение людей. В этом смысле наверняка можно что-то делать, но у нас это не развито», — заключил Фрумин.

Напоминаем, что научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» ежегодно проводится в течение 15 лет Московской Высшей Школой социальных и экономических наук (Шанинкой). На ней обсуждаются проблемы и достижения в сфере образования, актуальные вызовы, а также развитие и роль образования в национальных и глобальных экономических и социальных трендах.

Комментарий РВС

ВШЭ, по сути, предлагает гражданам заполнить вакуум смыслов и целеполагания мелкими индивидуальными целями. Получается, что в новом обществе, по мнению ВШЭ, не может быть крупных государственных коллективных проектов, где бы нашлось дело для каждого человека.

Поэтому задачей образования Фрумин видит формирование у человека качеств, которые можно капитализировать в новых условиях жесточайшей конкуренции в экономике тотальной автоматизации и искусственного интеллекта. Такое образование должно будет не столько дать знания, сколько помочь в принципе понять смысл своей деятельности — то самое  «пространство осмысленной занятости», без которого человек вообще не способен будет ни действовать, ни учиться.

Возникает закономерный вопрос — зачем нужна такая Высшая школа экономики, которая не может предложить людям и государству ничего лучше приспособления к условиям безнадежной войны всех против всех?