В Федеральный перечень учебников включили еще 363 издания

В Федеральный перечень учебников включили 363 издания, отправленных ранее на дополнительную проверку из-за того, что экспертные организации пришли по ним к противоположным мнениям. Еще 73 учебника, не попавшие в перечень, сформированный в декабре 2018 года, вновь не рекомендованы к включению в него.

​18 сентября прошло заседание Научно-методического совета по учебникам Минпросвещения России. Его провела замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина.

На заседании совета рассматривались итоги дополнительной экспертизы учебников, поступивших по заявлениям от 13 издательств с 10 сентября по 10 ноября 2018 года. Эти учебники уже проходили экспертизы в 2018 году, однако экспертные организации пришли к противоположным мнениям, поэтому издания направили на дополнительную проверку.

По результатам голосования было рекомендовано включить в федеральный перечень 363 учебника (126 линеек), получившие положительные заключения. Среди них – учебники по русскому языку, математике, английскому языку, а также по языкам (карельский, тувинский, вепсский, русский язык как родной), которые ранее в перечень не включались. Таким образом, количество учебников в действующем перечне увеличится с 1367 до 1728 изданий.

– По результатам проведённой экспертизы все разделы федерального перечня будут дополнены новыми линейками. Это 363 учебника, часть которых – учебники по родным языкам, – отметила Татьяна Синюгина.

При этом участники заседания не рекомендовали к включению 73 учебника, которые ранее не перешли в перечень, сформированный в декабре 2018 года. "Из них только один получил положительное заключение экспертов, но был отозван издательством в связи с выпуском обновлённой линии учебно-методических комплексов", – сообщили в пресс-службе Минпросвещения России.

Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. В Российской академии образования признали критерии дополнительной экспертизы несовершенными. Эксперты "Учительской газеты", подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников "Скандалом года". 

Зимой в Генеральной прокуратуре РФ сообщили о коррупциогенных факторах в Порядке формирования федерального перечня учебников. К такому выводу в надзорном ведомстве пришли после проведения антикоррупционной экспертизы соответствующего приказа Минобрнауки России от 18 июля 2016 года.

В апреле Министерство просвещения РФ подготовило проект приказа об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников. Согласно документу, экспертиза учебников будет носить государственный характер, а организацией ее проведения займется подведомственная министерству структура. 

Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, направила предупреждение в Министерство просвещения РФ. По мнению ФАС, действия ведомства могут привести к ограничению конкуренции на рынке учебной литературы, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Читайте также: Организатор класса по учебникам РВС: нам важно научить детей учиться

В июле заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман направил министру просвещения РФ Ольге Васильевой письмо, в котором указано на фактические и технические ошибки при формировании нового федерального перечня учебников. Таковых в Генпрокуратуре обнаружили более 50.

Читайте также: ВЦИОМ: учителям России не нравятся школьные учебники

В августе 2019 г. Минюст направил в Минпросвещения РФ представление об отмене декабрьского приказа, утвердившего новый федеральный перечень учебников (ФПУ). По мнению Минюста, документ был принят с нарушениями.

Источник