Детский омбудсмен: «дистанционки» не было, это просто уроки через интернет


Иероним Босх. Фокусник. 1475–1502

Факт перехода школ на формат дистанционного образования в конце прошлого учебного года отказалась признать уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области (НСО) Надежда Болтенко 7 сентября в интервью «Вести Новосибирск».

В Новосибирске многие родители школьников настороженно ожидали начала учебного года, поскольку опасались повторного введения дистанционного обучения, как это происходило на пике эпидемической ситуации весной-летом текущего года. Однако уполномоченный по правам ребенка в НСО Надежда Болтенко подчеркнула, что дистанционного образования не было.

«Вы знаете, если говорить точно — у нас не было дистанционного образования. У нас было преподавание предмета в интернете, трансляция урока в интернете», — заверила она.

Болтенко сослалась на слова президента РФ о дистанционном образовании. При этом она отметила, что какие-то элементы этого могут применяться.

«И действительно, и Владимир Владимирович Путин сказал — дистанционного образования обязательного и во всех школах не будет. Да, какие-то формы, элементы могут быть», — отметила уполномоченный по правам ребенка в НСО.

Надежда Болтенко объяснила, что внедрить дистанционное образование на сегодняшний момент не представляется возможным по техническим причинам. Не во всех образовательных учреждениях подготовлена в должной мере инфраструктура для такого формата обучения, да и не каждая семья, где есть дети школьного возраста, может обеспечить ребенку техническое оснащение для учебы, уточнила она.

«Потому что сегодня у нас и технически не все школы оснащены. Сегодня не каждая семья имеет возможность обеспечить своего ребенка всеми этими средствами, которые необходимы для дистанционного обучения. Не все педагоги сегодня готовы, даже морально-психологически. Ну и вообще, сами дети… Мы же привыкли к живому общению. Мы же говорим о том, что глазами, жестами, мимикой, своим вниманием к ребенку учитель дает знания. Это же не только прочитать, рассказать, показать схемы, таблицы и так далее», — поведала Болтенко.

При этом детский омбудсмен подчеркнула, что все-таки необходимо быть готовыми к внедрению дистанционного образования, подобно тому, что применялось весной текущего года. Болтенко отметила, что многие школы уже приготовились к такому развитию событий. Она напомнила, что проводилась и разъяснительная работа с родителями.

«Но быть готовым, что элементы какие-то, возможно, будут, что было и весной. Очень многие школы подготовились уже к преподаванию, к переходу на дистанционное обучение. С родителями тоже большая работа проводилась разъяснительная», — подчеркнула уполномоченный по правам ребенка.

Надежда Болтенко посетовала на неподготовленность единой образовательной платформы, необходимой для внедрения дистанционного обучения. Наличествующие платформы являются платными, отметила она. Эта проблема в настоящее время обсуждается на федеральном уровне, в том числе и депутатами Госдумы, подчеркнула омбудсмен.

«У нас же беда еще, у нас же нет единой платформы ученической. Где бы дети могли… Или они есть платные. И об этом уже говорят на федеральном уровне и депутаты Государственной думы, что мы не готовы сегодня непосредственно к дистанционному обучению», — поделилась Болтенко.

Уполномоченный по правам ребенка в НСО отметила, что дистанционное образование может быть тем направлением, к которому нужно переходить. Однако для внедрения дистанционного формата обучения требуются деньги, время и соответствующие специалисты, подчеркнула она.

«Возможно, к этому надо переходить, но на это нужны средства. На это нужно время, на это нужны и специалисты, и профессионалы», — резюмировала Болтенко.

Напомним, ранее мэр Новосибирска Анатолий Локоть напомнил, что несколько месяцев в прошедшем учебном году в школах города применялся режим дистанционного образования. Мэр указал, что профессионалы сферы образования неоднократно высказывались о негативных сторонах «дистанционки», в связи с чем в новосибирских школах постарались уйти от дистанционного обучения.

«Мы уходим от формата дистанционного образования. Если вы помните, несколько месяцев в городе Новосибирске — окончание учебного года — шли в формате дистанционного образования. Мы очень хорошо понимаем все издержки. Об этом говорили и говорят, неоднократно подчеркивали эту мысль наши педагоги, — что нельзя брать за основу, постоянно поддерживать вот этот формат. Поэтому мы уходим от формата дистанционного образования. Перешли с 1 сентября на очное образование», — заявил Локоть.

Напомним также, что с 1 сентября в десятках школ Новосибирска введена смешанная модель обучения, когда часть занятий проходит очно, а другая часть — дистанционно. Отмечается, что такие меры приняты в связи с санитарно-профилактическими предписаниями Роспотребнадзора.

Комментарий редакции
Вопрос дистанционного образования — наглядный пример явной и резкой рассогласованности позиций, мнений, убеждений, прогнозов и даже признания элементарных фактов как среди госслужащих, так и других граждан, связанных со сферой образования. Причем рассогласованность в оценках и прогнозах иногда наблюдается даже у одного и того же лица.

В стратегически важном для государства вопросе, напрямую касающегося будущего благополучия страны, царит хаос — недомолвки, кривляния и неопределенность, взаимоисключающие утверждения, самопротиворечивые заявления. С таким набором констант на выходе можно получить только очередной провал реформирования еще одной социальной сферы, в данном случае — сферы образования.

Источник