Нейрофизиолог: “Одна из главных тенденций в науке — объединить мозг с искусственным интеллектом”

На сегодняшний день одной из центральных тем в науке является установление контакта между человеческим мозгом и машиной. Об этом заявил доктор биологических наук, психофизиолог, профессор кафедры физиологии человека и животных, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Каплан.

Его слова 3 февраля приводит на своей странице в Инстаграм Татьяна Черниговская, доктор биологических и филологических наук, член-корреспондент РАО, учёный в области нейронауки и психолингвистики.

Цифровая эра диктует людям совершенно иной образ жизни. Люди еще не до конца поняли, как сильно меняется мир, уверен Каплан. Появляются новые способы передачи информации, меняется скорость обмена данными.

“Одна из главных тенденций в науке — объединить мозг с искусственным интеллектом. Возможно, получится установить такой контакт, постепенно вырабатывая естественный язык общения с новым партнером. Мы же учимся говорить в детстве. Мы вырабатываем язык, чтобы установить контакт со взрослым человеком, а тут точно такая же ситуация. Мы постепенно погружаемся в этот мир, и звоночки не очень хорошие”,  - говорит нейрофизиолог.

Его слова комментирует Татьяна Черниговская. “Вставить в голову человека чип, который увеличит скорость протекания нервных процессов и объем памяти, возможно уже прямо сейчас. И тогда я задаю вопрос: Петя Сидоров без чипа и с ним — это одна и та же личность или уже разные? Как будут сосуществовать в обществе обычные люди и те, над кем произведена технологическая или генетическая модификация?

Каким образом человек будет справляться с теми новыми объемами и скоростью передачи информации - это важный вопрос, на который волнует научное сообщество, говорит Татьяна Черниговская.

Комментарий РВС: Сама постановка вопроса, когда учёный называет искусственный интеллект "партнером" звучит очень странно. Это, как минимум, означает, что учёный наделяет его субъектностью, какой-то самостоятельностью. А значит сценарий, при котором человек сотворяет себе помощника и наделяет, фактически, равными правами, уже не рассматривается конкретно этим учёным как фантастический. При этом, говоря о могуществе нового субъекта, всё чаще умалчивают о его духовной и моральной составляющей, как будто это совсем не значащий фактор. А это уже очень многое говорит о самих говорящих, которые, заметим, пытаются нас всех завести в какую-то новую реальность.