Общение через гаджеты разрушает способность понимать эмоции других людей

Появление мобильных технологий позволяет сегодняшним детям получать доступ к экранам и взаимодействовать с ними 24 часа в сутки без выходных за пределами школы, находясь в машине, на каникулах, в ресторанах и даже в постели.

Воздействие цифровой среды на ребенка оказывается сейчас с раннего возраста. Такое широкое использование цифровых технологий стало вызывать опасения у ученых. Они справедливо стали задаться вопросом, насколько сильно все это вредит умению детей общаться. 

Ученые из Детского центра цифровых медиа в Лос-Анджелесе, созданного исследователями из Калифорнийского университета, решили выяснить, как отказ от использования экранных средств коммуникации влияет на способность детей распознавать невербально (то есть не через речь, а через мимику лица, позы, жесты) эмоции.

Они решили провести научный эксперимент. Он проходил следующим образом: детей шестых классов (это ранний подростковый возраст) отправили на 5 дней  лагерь, где им запретили смотреть телевизор, пользоваться телефонами, компьютерами и гаджетами.

Это, кстати, тоже важная часть эксперимента. У детей не просто отняли средства цифрового общения. Им в изобилии предоставили другое средство коммуникации – старое доброе живое человеческое общение.

Предварительно эту группу детей протестировали  на способность распознавать эмоции. Таким же образом протестировали и контрольную группу   - детей, которые продолжали активно использовать гаджеты. Детям показывали фотографии и видео людей, и они должны были сказать, какие эмоции испытывает изображенные на них люди. 

Оказалось, что после пяти дней общения лицом к лицу и отказа от экранов, у детей повысилась (по сравнению с контрольной группой) способность невербально распознавать эмоции.

Почему общение через цифровых посредников вредит эмоциональному развитию детей?

Задолго до того, как цифровые медиа стали повсеместными, исследователи разработали так называемую теорию  "фильтрованных сигналов". Эта теория гласит, что когда люди общаются через компьютеры, они лишены неречевых  сигналов,  которые сопровождают любые живые контакты. Такое компьютерное общение между людьми становится обезличенным.  Другие ученые показали, что еще одним серьезным недостатком компьютерной коммуникации является отсутствие сигналов социального контекста.

Исследования 2013 года показали, что эмоциональная связь между людьми, общающимися вживую,  сильнее, чем связь через цифрового посредника, что сигналы, которые посылаются вживую, значительно сильнее, чем те, которые люди отправляют друг другу через sms, общаясь в видеочатах или даже по телефону. 

Итак, когда дети общаются через экраны, они существуют в ситуации серьезного дефицита очень важных данных о мире и людях. А такое развитие неизбежно будет ущербным.

Как эти навыки формируются у человека в обычной, живой среде?

При общении лицом к лицу социальная информация передается голосовыми и визуальными сигналами. Невербальное общение происходит через явные формы поведения, такие как выражение лица, зрительный контакт и тон голоса, а также менее очевидные сообщения, такие как поза и пространственное расстояние между двумя или более людьми. Понимание таких невербальных социальных сигналов особенно важно для взаимодействия с другими людьми. Человек должен понимать поведение другого человека, его состояние, его мотивы, он должен менять свои собственное поведение в ответ на поведение других людей.  

Очевидно, умение понимать других людей, их эмоциональные сигналы  - это важный фактор, влияющий на успешность человека в жизни, на  умение строить хорошие отношения с другими людьми. Но не только. Способность эффективно обрабатывать эмоциональные сигналы влияет также на способность человека обучаться.