Альберт Анкер. Школьные экзамены. 1862
Всероссийские проверочные работы (ВПР) нужны учителям, а не для составления рейтингов школ, заявил министр образования РФ Сергей Кравцов, 15 августа сообщает пресс-служба ведомства.
«Всероссийские проверочные работы нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ. ВПР — это итоговая контрольная работа по единым стандартам, которую проводит образовательная организация, она нужна, прежде всего, для учителя, и делать рейтинг школ по итогам ВПР недопустимо», — пояснил Кравцов. По его словам, ВПР позволяют оценить качество обучения.
Министр добавил, что в регионы направлены рекомендации по снижению количества проверочных работ для того, чтобы не увеличивать нагрузку на детей и педагогов. ВПР должны входить в число обычных контрольных работ без ущерба для учебного процесса. Он отметил, что вопрос проведения ВПР будет обсуждаться на заседании Всероссийского экспертного педагогического совета.
Ранее, в середине марта, в Рособрнадзоре школам не рекомендовали «подкручивать» результаты ВПР. Впоследствии вице-премьер России Татьяна Голикова заявила, что ВПР выявили пробелы, полученные школьниками во время дистанционного обучения, но жестких выводов из этого для педагогов не будет.
До этого, в начале марта, в Госдуме предложили отменить ВПР.
Отметим также, согласно экспертным оценкам, выполненным на основе сравнения результатов ВПР по годам, качество обучения в 2020 году в среднем упало на 22%, а по отдельным предметам более чем на 35%.
Комментарий РВС
Заявление о том, что учителю нужна дополнительная стандартизированная контрольная работа, крайне сомнительно. ВПР в классе проводит сам учитель в присутствии администрации школы в соответствии с едиными по всей стране заданиями. Как правило, он же и проверяет эти работы. В крайнем случае, проверку работ школьников делает завуч этой же школы. Таким образом, выставление оценок школьникам не выходит за пределы стен школы, чиновникам выдаются лишь результаты.
Для самих учителей большого смысла в ВПР как способе определения уровня знаний их учеников нет — они и так знают, как учатся их подопечные. Для педагогов любая лишняя нагрузка не нужна. Между тем получить хорошие результаты по этим работам в их интересах — любые способы защиты в условиях бюрократического давления хороши, лишь бы подобные проверки не мешали учить детей. Для руководства школ также хороши любые рейтинги, результаты которых находятся под их контролем.
При этом для оценивания качества преподавания в школах делать рейтинги на основе ВПР, в отличие от ЕГЭ, которые проверяются независимыми экспертами, бессмысленно. По всей видимости, в правительстве это начинают понимать, тем более, что ВПР выявили падение качества обучения на дистанционке.